|
| Автор | Сообщение |
---|
VaiNary Родственная душа
Сообщения : 8132 Корейчиков : 12829 Камсаамнида : 2816 Дата регистрации : 2011-09-10 Откуда : Украина
| Тема: Морской жаргон Вс 03 Фев 2013, 02:21 | |
| АДМИРАЛЬСКАЯ КАЮТА - разг. шутл. каюта на корме судна. На старых парусных судах лучшие каюты (адмиральские, капитанские, судовладельцев) располагались обычно на корме. "Я живу в "адмиральской" - так рыбаки называли каюту на корме. Возможно, во времена парусников корма и была комфортабельным местом. Но теперь там винт. И, увы, не бесшумный".
БАКОВЫЙ ВЕСТНИК (БАКОВЫЕ НОВОСТИ) - разг. шутл. слухи, которыми обмениваются матросы на баке, в своей "каюткомпании". В наше время, на новых кораблях "матросским (корабельным) клубом" чаще является ют, но выражение это сохранилось и теперь. "Только потом "баковый вестник" сообщил, что атаки на корабли в гавани производили не самолеты, а торпедные катера". "Бак - это источник, неиссякаемый родник новостей. Слухи, которые появляются с бака, именуют на кораблях презрительно баковыми вестями. Однако, несмотря на вышучивания и насмешки, они почти всегда достоверны".
БАРЕНЦ - разг. прозв. Баренцевого моря. "Не только я, но и другие подводники, прибывшие со мной с "курортного флота", как в шутку называют моряки ЧФ, привыкли к суровому морю Баренца и полюбили его буйную стихию и необъятные просторы".
БАРЖЕВИК (БАРЖАК, БАРШЕВИК) (англ.) - 1. разг. матрос, плавающий на барже. 2. разг. перен. - грубиян, богохульник. В Англии эти матросы даже среди моряков считаются непревзойденными "мастерами" брани. Отсюда - (англ.) "ругаться как баржевик (баржак)". (Мюлл.). "Счастливчик с баржи" (англ.) - разг. редкий счастливчик, очень везучий человек (М-р). "Баржевик, в рваном, грязном полушубке... суетливо бегая вдоль борта, принял швартовы и сразу перескочил на борт" (Коне.1 - 226).
БЕСКА - разг. - бескозырка, головной убор матросов, старшин и курсантов ВМФ. "И достанет он таимую от уставного старпомовского глаза "форму первого срока" - суконку в обтяжку, брючата-клеша, "беску" с самодельной лентой "Подводные лодки ТОФ", бляху с наваренкой свинчаткой, корочки на высоком каблуке. И значки, много значков. А самый заветный, зто уж свой, законный - "За дальний поход", который дается приказом главкома. И дадут еще кореша предмет общей зависти,- мастерски выточенного "дельфина". Пусть из бронзового золота. Кто это знает? ". Посл. - В бескозырке (бушлате, тельняшке). смерть не берет (рус.). Чем дальше от моря, тем длиннее ленточки на бескозырке (рус.) (Калан. - 33).
ВАХТА ВСЕНОЩНАЯ - разг., шутл. - вахта во время стоянки в порту или на рейде (стояночная вахта) с 00.00 до 8.00 - т.е. всю ночь. "Где-то сверкают люстры, звенят фужеры, молотит джаз, а тут греби на всенощную: вахты на стоянках восьмичасовые" (Мисю.2 - 27). "Погребу сейчас на коробочку, может, хоть сосну пару часиков. Скоро опять на "всенощную" (Мисю.2 - 27).
ВЕЛИКИЙ ПОЖИРАТЕЛЬ КОРАБЛЕЙ - прозвище мелей Гудвина у юго-восточного побережья Англии.
ВЕРТЕТЬ ДЫРКИ (ДЫРКУ) - разг. обр. - получить награду, орден. Ордена крепятся к форме через дырку, с помощью винта.
ВЗЯТЬ ЗА НОЗДРЮ - шутл. - взять на буксир. "Сейчас я запрошу капитанов буксиров. Кто-нибудь останется с тобой и будет держаться под ветром. Он возьмет за ноздрю, если совсем потеряешь ход, или снимет людей в крайнем случае..." (Коне.1 - 110).
ВИННЫЕ ПАРАЛЛЕЛИ (ШИРОТЫ) - шутл. - полоса (пояс) тропиков, в которых команды советских рыболовных судов получали (до 1985 г.) "тропическое" вино (по 300 г в день). Разбавленное водой, хорошо утоляет жажду.
ВИРАТЬ - разг. поднимать вверх или выбирать, тащить к себе, на себя. Противоположное - "майнать" - спускать или (толкать, тащить) перемещать от себя. Оба слова (глагола) - от команд "вира" и "майна" .
ВЛАДИК - разг. прозв. - Владивосток.
ВООРУЖИТЬ - изготовить для действия. "Вооружить парусное судно" - снабдить необходимым рангоутом и такелажем, установить их на место и привести судно в состояние, годное для плавания. "Вооружить помпу" - приготовить помпу к действию. "Вооружить рей" - оснастить (отакелажить) рей и привязать к нему все необходимые такелажные принадлежности для управления и действия им. (МСС 1 - 204). "Вместо трех мачт с гафельным вооружением над кораблем вздымались две более мощные, с прямыми парусами на реях. Рангоут и такелаж "Глории" напоминали теперь полную оснастку брига" (Штил.).
ВОРВАНЩИК (ВОРВАНЁР) (англ.) - разг. на языке китобоев конца XIX - начала ХХ вв. - главный гарпунер, в обязанности которого входило также наблюдение за разделкой китов и вытопкой ворвани, китового жира (сала).
ВЫМАЧИВАТЬ ЯКОРЯ - шутл. - отстаиваться, подолгу стоять на якоре. |
| | | VaiNary Родственная душа
Сообщения : 8132 Корейчиков : 12829 Камсаамнида : 2816 Дата регистрации : 2011-09-10 Откуда : Украина
| Тема: Re: Морской жаргон Вс 03 Фев 2013, 02:22 | |
| Командир корабля
Капитан судна |
| | | Charmy Модератор
Сообщения : 4936 Корейчиков : 7085 Камсаамнида : 1863 Дата регистрации : 2011-09-08 Откуда : Украина
| Тема: Re: Морской жаргон Вт 05 Фев 2013, 07:41 | |
| На абордаж! - атакующий корабль сходился вплотную борт к борту с кораблём противника, сцеплялся с ним абордажными баграми, кошками и дреками, чтобы корабли не разошлись во время боя. 1. Право руля 2. Право на борт 3. Травить — выпускать, ослаблять трос или снасть. 4. Отдать швартовы! отдать концы! - отчалить 5. Принять швартовы! - причалить Шварто́в - морск., авиац. пеньковый или проволочный канат, которым привязывается судно или летательный аппарат на стоянке - пример:
◆ Швартовы были толстые и крепко завёрнуты за пвалы и кнехты на стенке. Я шкот закрепил на нагеле и стал носовой швартов перепиливать, а сторож в это время и появился.
6. Поднять паруса! 7. Полный вперёд! 8. Прямо руль!..................................Midships! 9. Одерживай!..................................Meet her! 10. Так держать!..............................Steady! 11. Как на румбе?.............................How does she head? 12. Право не ходить!........................ Nothing to starboard? 13. Лево не ходить!..........................Nothing to port! 14- Приводи на курс!........................ Steer the course! 15. Как слушает руля?.......................Are you good at steering? 16. Право десять..............................(по аксиометру)!Starboard ten! 17. Лево десять...............................(по аксиометру)! Port ten! Команды при работе с якорем1. Якорь приготовить к отдаче! Get anchor ready! 2. Отдать якорь! Let go the anchor! 3. Травить якорь-цепь! Slack away the chain! 4. Сколько смычек вышло? How many shackles out! 5. Якорь-цепь держать слабо! Keep cable slack! 6. Стоп травить канат! Hold on the cable! 7. Якорь не держит. Anchor comes home. 8. Как смотрит якорь-цепь? How is chain leading? 9. Сниматься с якоря! Up anchor! 10. Вира якорь! Heave away! 11. Панер! Anchor is apeak! 12. Якорь встал!' Anchor is aweigh! 13. Якорь вышел из воды! Anchor is up! 14- Якорь чист! Anchor is clear! 15. Якорь не чист! Anchor is foul! 16. Якорь под клюзом! Anchor at the hawse! 17. Якоря держать готовыми к отдаче! Keep anchors ready! 18. Закрепить якоря по-походному! Secure the anchors! Команды при швартовке1. Приготовиться к швартовке! Stand by mooring! 2. Подать выброску! Give givenline! 3. Подать носовой! Give the .headline! 4. Подать кормовой! Give the sternline! 5. Подать шпринг! Give the spring! 6. Задержать носовой! Check your headrope! 7. Задержать кормовой! Check your sternrope! 8. Травить! Slack away! 9. Выбирать шпринг! Haul in the spring! 10. Стоп выбирать! Stop hauling! 11. Потравить конец! Slack away the line! 12. Выбирать слабину! Haul in the slack! 13. Отдать шпринг! Let go the spring! 14. Закрепить шпринг! Spring afast! 13. Так крепить! Make fastening so! 16. Чисто ли за кормой? Is it clear astern? 17. За кормой чисто! Clear astern. 18. За кормой не чисто! Not clear astern! 19. Отдать! Let go! 20. Крепить! Make fast! 21. Приготовить кранцы! Get fenders ready! 22. Подать буксир! Give a towline! 23. Отдать буксир! Let go tugboat rope! 24. Травить буксир! Pау out the towrope! 25. Крепить буксир! Stop and belay the rope! 26. Выбрать буксир! Veer in rope! 27. Смотреть за буксиром! Look after the towline! 28. Отдать швартовы! Unmoor! 29. За кормой все чисто! All clear aft! |
| | | Charmy Модератор
Сообщения : 4936 Корейчиков : 7085 Камсаамнида : 1863 Дата регистрации : 2011-09-08 Откуда : Украина
| Тема: Re: Морской жаргон Вт 05 Фев 2013, 07:51 | |
| абордажная команда борт кошка - Представляет собой штурмовой якорь на цепях или канате, забрасываемый на вражеское судно при абордаже дрек - небольшой складной якорь, составляющий необходимую принадлежность каждого гребного судна, размеры которого зависят от размеров шлюпки. Хранится всегда в шлюпке, как и трос определённой толщины и длины, служащий якорным канатом для дрека и называемый «дректовом». Также использовался при абордаже для сцепления судов между собой. палуба рукопашная схватка абордажные топоры рангоут - круглое дерево) — общее название устройств для подъёма и растягивания парусов, он обеспечивает их постановку и удержание в штатном (рабочем) положении Мачты — вертикально стоящие рангоутные деревья, являющиеся основой для крепления реев и такелажа. Стеньги — вертикально стоящие рангоутные деревья, являющиеся продолжением мачт. В местах соединения мачты и стеньги устанавливались марсы и саллинги. Реи — горизонтальные рангоутные деревья, служащие для несения прямых парусов, которые крепятся к реям своей верхней шкаториной. Рю (латинские реи) — служат для несения латинского паруса. Гафели — как и другие части рангоута служат для несения косых парусов, особенность гафеля — возможность свободно перемещаться от траверза одного борта до траверза противоположного. Гики — рангоутные деревья, служащие для растягивания нижней шкаторины косых парусов, могут быть глухо закреплены или быть подвижными. Бушприт — наклонная мачта, устанавливаемая на носу судна, служит для подъёма и крепления кливеров, а также разноса стоячего такелажа, продолжением бушприта может быть утлегарь и бом-утлегарь. Шканцы (нидерл. schans) или квартердек (англ. quarterdeck) — помост либо палуба в кормовой части парусного корабля, на один уровень выше шкафута, где обычно находился капитан, а в его отсутствие — вахтенные или караульные офицеры и где устанавливались компасы. Позднее шканцами называли часть верхней палубы военного корабля от грот-мачты до бизань-мачты.Фальшборт (англ. bulwark) — ограждение по краям наружной палубы судна, корабля или другого плавучего средства представляющее собой сплошную стенку без вырезов или со специальными вырезами для стока воды Такелаж (нидерл. takelage (от takel — оснастка)) — общее название всех снастей на судне или вооружение отдельной мачты или рангоутного дерева, употребляемое для крепления рангоута и управления им и парусами. Марс — (обзорный корзина для вперед смотрящего)площадка на топе составной мачты, прикрепленная к лонга-салингам и краспицам. (обзорный корзина для вперед смотрящего) Бизань — в данном случае приставка, обозначающая части рангоута на бизань-мачте. - Спойлер:
Бизань-гафель. Бизань-гик. Бизань-мачта.
Бом — приставка к названиям частей рангоута, такелажа и парусов, находящихся на бом-брам-стеньге. - Спойлер:
Бом-утлегарь. Бушприт.
Грот (грота) — в данном случае приставка, обозначающая части рангоута на грот-мачте. Брам — приставка к названиям частей рангоута, такелажа и парусов, указывающая на их принадлежность к брам-стеньге. - Спойлер:
Грот-бом-брам-рей. Грот-бом-брам-стеньга Грот-брам-рей. Грот-брам-стеньга. Грот-гафель.
Марса — приставка, обозначающая принадлежность к марселю или марса-рею. - Спойлер:
Грот-марса-рей. Грот-мачта. Грота-рей. Грот-стеньга. Грот-трюм-рей. Грот-трюм-стеньга.
Крюйс — первая составная часть слов, обычно обозначающая название рангоута, парусов и такелажа, относящихся к бизань-мачте. - Спойлер:
Крюйс-бом-брам-рей. Крюйс-бом-брам-стеньга. Крюйс-брам-рей. Крюйс-брам-стеньга Крюйс-марса-рей. Крюйс-стеньга. Крюйс-трюм-стеньга. Крюйс-трюм-рей. Мартин-гик Площадка салингов. Утлегарь. Флагшток. Фок-мачта.
Фок (фока) — приставка ко всем названиям снастей, парусов и рангоута, крепящихся ниже марса на фок-мачте. - Спойлер:
Фока-рей.
Фор — приставка к названиям реев, парусов и такелажа, находящихся выше марса фок-мачты. - Спойлер:
Фор-бом-брам-рей. Фор-брам-рей. Фор-бом-брам-стеньга. Фор-брам-стеньга. Фор-гафель. Фор-марса-рей. Фор-стеньга. Фор-трюм-рей. Фор-трюм-стеньга.
|
| | | Charmy Модератор
Сообщения : 4936 Корейчиков : 7085 Камсаамнида : 1863 Дата регистрации : 2011-09-08 Откуда : Украина
| Тема: Re: Морской жаргон Вт 05 Фев 2013, 07:58 | |
| Призовая команда, призовая партия — специально выделенная из состава своего экипажа группа моряков, которая направляется на захваченный (как правило в бою, обычно после абордажа) или обнаруженный бесхозным корабль или судно, то есть являющееся призом в соответствии с нормами призового права, чтобы обеспечить управление призом (например, чтобы привести его в свой порт) или выгрузку с него материальных ценностей. С момента высадки призовой партии право собственности на приз переходит к собственнику призера.
Гарпаг (греч. αρπαξ[2]; лат. harpax; также креагр, креагра) — абордажное приспособление, представшее собой бревно, окованное железом.
Аборда́жный во́рон (лат. corvus — ворон)- разновидность штурмового трапа как мост с невысокими перилами с обеих сторон. Вероятно, «ворон» в виде перекидного моста устанавливали на носу корабля. Одна его сторона прикреплялась к нижней части специального столба, а вторая была соединена с этим столбом верёвкой. При ослаблении верёвки ворон опускался на неприятельский корабль. В передней части «ворона», на его нижней поверхности, закрепляли большой железный крюк или шип, что придавало передней части трапа клювообразную форму (отсюда и название «ворон»). Крюк был сделан так, чтобы пробить палубу корабля противника при спуске «ворона», что обеспечивало крепкую сцепку судов и свободный проход для римской морской пехоты (manipularii).
Амбразу́ра (фр. embrasure — бойница) — отверстие в бруствере или стене укрепления (иногда снабжённое амбразурным заслоном) для ведения стрельбы с укреплённой позиции.
|
| | | VaiNary Родственная душа
Сообщения : 8132 Корейчиков : 12829 Камсаамнида : 2816 Дата регистрации : 2011-09-10 Откуда : Украина
| Тема: Re: Морской жаргон Вт 05 Фев 2013, 08:28 | |
| Правый борт Левый борт Галс - курс суда относительно ветра (идти правым галсом) Палуба Дрейф Право руля Рубить концы Свистать всех наверх Взять на абордаж Залатать пробоины Сняться с якоря Судо не плывёт, а идёт Очистить палубу Идти на всех парусах Открыть пушечные порты Перерезать курс Держаться ближе Пловцы в воду Расстрелять в упор Канониры к пушкам Занять боевые посты Приготовить абордажные крючья Пошли на абордаж Обнаружена течь Боевые паруса Повесить на рее
Спуск на воду: отдать кормовые упоры! Отдать носовые упоры! Руби задержник!
якорная цепь
Главный якорь на носу - становой - плехт
Вспомогательные на корме
Флаг (штандарт) Приспустить флаг Отсалютовать Палить с орудий Штевень суда Отдать правый якорь - Подвахтённые вниз! (постановка на якорь завершена)
Привязать - прихватить Отпустить - потравить Закрыть - задраить
Якорь чист (нет водорослей) Чище выровнять (поровнять строй суд) Попутного ветра Идти в кильватере (держаться курса предыдущего суда) Держать нос по ветру
Весла на воду! Отчаливай! Навались! Суши весла! |
| | | Charmy Модератор
Сообщения : 4936 Корейчиков : 7085 Камсаамнида : 1863 Дата регистрации : 2011-09-08 Откуда : Украина
| Тема: Re: Морской жаргон Вт 05 Фев 2013, 08:38 | |
| В зависимости от числа палуб суда разделяются на одно-, двух- и многопалубные. - виды палуб:
Ангарная палуба, на палубах авианесущих кораблей размещаются ангары летательных аппаратов (ЛА). Расположена под полётной и галерейной (при её наличии) палубами, является непрерывной на большей части корабля. Оборудована средствами для крепления и транспортировки ЛА, лифтами для их подъёма и спуска с полётной палубы, средствами технического обслуживания ЛА. Броневая палуба, палубное перекрытие с настилом из броневой стали или броневых плит. Служит для защиты жизненно важных частей корабля от ракет, авиабомб и снарядов. На кораблях, имеющих броневую защиту, броневой делается верхняя и средняя (главная) палубы на уровне нижней кромки борта броневого пояса. Верхняя палуба непрерывная по всей длине корабля (судна). Служит водонепроницаемым перекрытием, является одним из главных элементов прочных связей корпуса, обеспечивает общую прочность и поперечную жесткость судна. На верхней палубе размещаются надстройки, палубные механизмы, вооружение и т. д. Галерейная палуба, палуба авианосца, расположенная между ангарной и полётной палубами. На авианосцах, построенных до 2 мировой войны, представляла собой специальные галереи (межпалубные мостики), с которых осуществлялось обслуживание запасных самолётов и авиационного оборудования. Жилая палуба, на ней расположены жилые помещения экипажа (команды). Карапасная палуба, 1) покатая броневая палуба, продолжение горизонтальной броневой палубы к форштевню и ахтерштевню за пределами броневой цитадели. Применялась на крупных надводных кораблях постройки конца 19 – начала XX века для защиты помещений в оконечностях корабля от артиллерийских снарядов; 2) покатая верхняя палуба предназначенная для улучшений условий перекатывания волн через палубу, уменьшения силы их ударов в борт. Этот тип палубы широкого распространения не получил. Коммунальная палуба (историческое), палуба крупных кораблей (обычно средняя) на которой размещались обширные проходные помещения, предназначенные для проведения собраний, митингов личного состава и т. п. Нижняя палуба расположенная под средней палубой. Может быть несколько. Различаются по назначению, например грузовая нижняя палуба и т. д. Служат для размещения пассажиров, грузов, оборудования. Палуба безопасности, нижняя палуба башен плавдока, водонепроницаемая по всей длине и ограничивающая наименьшее значение запаса плавучести дока. Палубами надстроек называются палубы, ограничивающие сверху надстройки в целом и каждый её ярус. При наличии нескольких ярусов надстройки палубы могут называться: палуба 1-го яруса, палуба 2-го яруса и т. д. снизу вверх. Предназначены для размещения жилых и служебных помещений. Палуба переборок (непотопляемости), верхняя палуба, по которой доводится по всей ширине корабля (судна) поперечные водонепроницаемые переборки, делящие корпус на отсеки с целью обеспечить непотопляемость. Палуба переборок должна быть прочной и непроницаемой во всех условиях эксплуатации, в том числе аварийных случаях, оборудована водонепроницаемыми закрытиями и уплотнениями всех отверстий – люков, горловин, проходов трубопроводов, электрокабелей и т. п. Полётная палуба, один из основных элементов авианесущего корабля, предназначена для подготовки к вылету, взлёта и посадки ЛА. Делится на взлётный, посадочный и парковый (техническую позицию) участки. В некоторых случаях они совмещаются. Взлётный участок может оснащаться катапультами, газоотражателями, трамплином, а посадочный – тормозными тросами аэрофинишера, аварийным барьером. Парковый участок служит для подготовки ЛА к вылету, их заправки, подвески боеприпасов и т. п. Здесь размещаются также самолётоподъёмники, лифты для подачи боеприпасов, посты обеспечения ЛА электроэнергией, жидкостями и газами. Часть палубы корабля, оборудованная комплексами средств, обеспечивающих вертикальный взлёт и посадку ЛА, называется также взлётно-посадочной площадкой корабля. Средняя палуба, палуба корабля, расположенная непосредственно ниже верхней палубы. К этому термину может быть добавлено название, характеризующее назначение палубы, например жилая палуба и т. д. Шлюпочная палуба – открытая палуба пассажирских судов, на которой расположены судовые спасательные шлюпки и устройства для их спуска и подъёма (шлюпбалки). В зависимости от размеров и назначения судна шплюпочная палуба может быть верхней палубой или палубой надстройки. На пассажирских судах также существует прогулочная палуба.
|
| | | VaiNary Родственная душа
Сообщения : 8132 Корейчиков : 12829 Камсаамнида : 2816 Дата регистрации : 2011-09-10 Откуда : Украина
| Тема: Re: Морской жаргон Пн 11 Фев 2013, 00:52 | |
| [Только модераторы имеют право видеть эту ссылку] |
| | | |
Похожие темы | |
|
| Права доступа к этому форуму: | Вы не можете отвечать на сообщения
| |
| |
| |