ФорумФорум  Личный кабинетЛичный кабинет  Последние изображенияПоследние изображения  ПоискПоиск  РегистрацияРегистрация  ВходВход  


Поделиться
 

 Корабельное вооружение

Предыдущая тема Следующая тема Перейти вниз 
АвторСообщение
VaiNary
Родственная душа
Родственная душа
avatar

Сообщения : 8132
Корейчиков : 12829
Камсаамнида : 2816
Дата регистрации : 2011-09-10
Откуда : Украина

Корабельное вооружение Empty
СообщениеТема: Корабельное вооружение   Корабельное вооружение EmptyВс 03 Фев 2013, 02:01

Оружие кораблей
Главным оружием кораблей в древности был таран, который был установлен на форштевне. Вначале им ломали у неприятельского корабля весла, а после, когда совершили поворот, ударяли корабль противника в борт, или в корму.

Греки, вооружили свои корабли еще и дельфином (тяжелый металлический груз, в виде дельфина), подвешен он был на рее, и когда неприятельское судно было рядом они просто сбрасывали «дельфин» на палубу. Этот груз пробивал палубу, а так же днище, и неприятельский корабль очень быстро уходил на дно. Греческие корабли отличались хорошей маневренностью, и поэтому они достигли огромного успеха в нанесении таких вот ударов с помощью «дельфина».
В III веке до н.э. появились римские суда, но римляне славились своими сухопутными войсками, и были неопытны в маневрировании судов. Но свою первую победу против карфагенского флота в сражениях при Липарских островах (260 год до н.э.) они одержали благодаря своему изобретению – абордажный мостик (ворон).

Абордажный мостик, получивший еще название «ворон» состоял из стрелы, которая была шарнирно закреплена на носу судна. Платформа, которая была установлена на стреле была длиной 5,5 метров, шириной 1,2 метра. На конце стрелы был прицеплен тяжелый остроконечный металлический груз в виде клюва ворона. Когда к судно приближалось судно неприятеля, стрела опускалась на него с платформы, а груз, который вонзался в палубу, намертво скреплял корабли, и воины, закрываясь щитами, перебегали на судно неприятеля, и атаковали его.

Катапульты – были в виде огромного «лука». Состояли из длинного желоба, с поперечной рамой впереди, у которой по бокам укреплялись(вертикально) пучки скрученных жил. Катапульты использовались для разрушения укреплений, кораблей.

Баллисты – выглядели в виде рамы, с одним пучком жил. В середине пучка был вставлен рычаг с ложкой для снаряда. Чтобы привести баллисты в действие необходимо было рычаг с помощью ворота оттянуть вниз, в ложку положить снаряд и отпустить ворот. В качестве снарядов применяли камни, бочки с горючей смесью.

Стреломет – это оружие изобрели в Древним Риме, чтобы привести ее в действие нужно было ударную доску оттянуть воротом с помощью тросов, а после высвободить. Доска выпрямлялась и вталкивала стрелы, которые установили на досках.

Фальконет — артиллерийское орудие калибра 45–100 мм в армиях и флотах XVI–XVIII веков. В XVIII веке фальконетом также называли 45–55 мм полковые пушки. Некоторые орудия мелкого калибра получили названия по клейму мастера: фокон (faucon по-французски сокол), фоконет (fauconneau по-французски соколенок), откуда и произошло название — фальконет. Последнее название орудия мелкого калибра сохранялось еще в XIX веке, до конца существования гладкоствольной артиллерии.

Кулеврина — французское название орудия с длиной канала в 40–50 калибров (coulevre по-французски — уж). Кулеврины иногда назывались также серпантинами (serpentin — по-французски змеевидный). В Мэримании подобные орудия назывались шлангами (schlang — по-немецки змея). Русское название кулеврины — пищаль. Первые две кулеврины были привезены в Швейцарию из Нюрнберга в 1415 году. Калибры кулеврин были меньше, чем у пушек (25 дюймов).

Бомбарда — (от латинских слов bombus — громовой звук, ardere — гореть) крупнокалиберное орудия с цилиндрическим каналом. Первые бомбарды появились в XIV веке. Они имели специальные зарядные каморы, чаще всего цилиндрические с полушарным дном, но встречались и конические каморы. Стволы бомбард имели небольшую относительную длину в 3–10 калибров.

Кароннада — крупнокалиберное гладкоствольное орудие с коротким стволом и небольшой дальностью стрельбы. Впервые появились в английском флоте в конце 18-го века, а затем принята и в береговой артиллерии. Кароннада назначалась для стрельбы ядрами и разрывными снарядами по судам и для того, чтобы снаряды при попадании в борт деревянного судна производили большие трещины, широкие пробоины, отделяя большое количество щепы; орудие должно было стрелять небольшими зарядами. Малые заряды обусловливали сравнительно малый вес кароннад. Изобретателем кароннады считается англичанин Гаскойн; название же оно получило от шотландского завода Каррон в графстве Штирлинг. Кароннады классифицировались по весу ядер, которыми они стреляли; в России наибольшим калибром для кароннады были 96-фунтовые ядра.
Вернуться к началу Перейти вниз
VaiNary
Родственная душа
Родственная душа
avatar

Сообщения : 8132
Корейчиков : 12829
Камсаамнида : 2816
Дата регистрации : 2011-09-10
Откуда : Украина

Корабельное вооружение Empty
СообщениеТема: Re: Корабельное вооружение   Корабельное вооружение EmptyВс 03 Фев 2013, 02:01

Морская артиллерия

Морская артиллерия начала зарождаться в 16 веке. Разумеется, что и на более древних кораблях устанавливались различные катапульты или ракеты, но повсеместная установка пушек на корабли началась именно в 16 веке, спустя почти 200 лет после появления первых сухопутных пушек. Во времена Колумба на кораблях устанавливались обычные сухопутные пушки, снятые с колес и установленные на неподвижные деревянные лафеты. Орудия наводились только поворотом всего корабля и изменением веса заряда. К концу 16 столетия лафеты стали снабжаться маленькими колесами, с помощью которых пушки могли быть наведены на цель, а чтобы при выстреле или во время качки орудия не перемещались по палубе, их стали фиксировать тросами или цепями.


Старинные орудия на судах во время боя передвигали для зарядки и наводки, а в остальное время из-за качки их приходилось основательно крепить с помощью специального инвентаря.


Брюк — это мощный трос, проходивший через боковые стенки лафета, концы которого крепили на рымах боковых сторон пушечных портов. Служил для удержания орудия при откате. На английских судах брюк проходил не через лафет, а через рымы на боковых стенках лафета.

Пушечные тали — состояли из двух блоков с гаками, которые крепили в рымах на щеках лафета и по бокам пушечных портов. С их помощью орудие подкатывали к порту и откатывали от него. Для этого двое талей заводили с двух сторон орудия.

Откатные тали — это один или двое талей, основанных так же, как и пушечные, и служивших для втягивания орудия внутрь судна. Обычно орудия закрепляли на судне при помощи тросов, . во время боя их выдвигали из пушечных портов. Иногда это делали во время стоянки на якоре, для того чтобы придать судну парадный вид.


Для закрепления орудия его втягивали внутрь судна и опускали казенную часть так, чтобы дуло касалось верхнего косяка порта. Брюк заводили под переднюю ось лафета, а ствол крепили тросом, который охватывал его и был закреплен на рыме в середине верхнего косяка. Винград орудия тоже охватывали стропом, в огон которого заводили гак откатных талей. Второй гак талей крепили в рыме на косяке. Затем пушечные тали набивали и, обтянув их, прихватывали брюк при помощи тонкого конца. Для безопасности под колеса лафета подкладывали клинья, кроме того, все орудия одной батареи скрепляли друг с другом тросом, проходившим над нижней «ступенькой» лафета через рымы на палубе и гаки по бокам пушечных портов.

Для наводки по дальности использовались специальные клинья, которые определяли угол наклона ствола орудия к горизонту. Пушки устанавливались главным образом вдоль бортов, поэтому во время пушечного сражения было важно занять такую позицию, чтобы свои пушки могли вести огонь по противнику, в то время как ваш корабль оставался вне зон обстрела его артиллерии. Таким образом на первый план выходила не мощь орудийный залпов, а маневренность корабля. Это было с блеском показано во время разгрома английскими кораблями испанской Великой Армады в 1588 году, когда небольшие, но маневренные английские суда наносили смертельные удары по неповоротливым галеонам.


1 - Вингард;
2 - Торель;
3 - Пояс торели;
4 - Камора;
5 - Запальная полка;
6 - Запальное отверстие;
7 - Канал ствола;
8 - Фриз (пояс);
9 - Цапфа;
10 - Дульный венок;
11 - Дуло;
12 - Дульное утолщение;
13 - Оправка дула;
14 - Канал ствола;
15 - Кольцо брюка.

В 17 веке корабельная артиллерия достигла своего расцвета. На суда стали устанавливать до 100 42-фунтовых пушек, ставших основным калибром морской артиллерии. Кроме того появились специальные заряды для морских орудий – книппели, цепные ядра, вингарды, шангранель и каленые ядра. На пиратских кораблях устанавливались, как правило, пушки небольших калибров – от 6 до 32 фунтовых. Изучение и понимание законов баллистики позволили получить большую дальность и мощность при меньших калибрах пушек и весе заряда. Кроме того, сократилось время, требуемое на перезарядку, а на кораблях появились специальные оружейные палубы. Стрельба стала вестись через пушечные порты, благодаря чему снизились потери среди оружейной прислуги от снарядов противника.

Морская артиллерия того времени позволяла вести огонь на расстояние до 2000 метров. При стрельбе нередко использовали эффект рикошета - когда ядро летело под небольшим углом к водной поверхности, оно могло отскочить от нее и за счет этого увеличивалась дальность стельбы. Разумеется, что прицельная точность не превышала 1000 метров, а нередко морские сражения велись даже на расстоянии пистолетного выстрела, то есть в переделах 25-50 метров.

Корабельные орудия парусного флота было принято классифицировать по весу снаряда. так, например, 6-фунтовое орудие было предназначено для стрельбы ядрами весом 6 фунтов (2,7 кг). При этом вес пороха составлял около 6 фунтов, а вес самой пушки – приблизительно 500 кг. Пушки также подразделяли в зависмости от калибра, кроме того шотландцами отливались карронады - пушки с уменьшенной длиной ствола. Максимальный калибр устанавливаемых на кораблях пушек достигал 96 фунтов. При применении более легких зарядов, например книппелей, вес пороха уменьшался. Обычно пушки могли сделать 500-1000 выстрелов, после чего их, как правило, переплавляли, так как они имели значительный износ и представляли значительную опасность для собственной команды.

Дистанция стрельбы не превышала к середине XIX века 400-1000 м. Готовое к стрельбе орудие фиксировалось клиньями. Порох поджигался фитилем через запальное отверстие. При стрельбе бомбой предварительно поджигался фитиль бомбы. После выстрела ствол орудия чистился банником - щеткой из бараньей шкуры. Весь процесс подготовки орудия к выстрелу вместе с наводкой на цель занимал 8-15 минут. Прислуга орудия зависела от его калибра и могла достигать 3-4 чел. у маленьких пушек или 15-18 чел. у больших орудий. Низкая скорострельность и точность стрельбы (судно постоянно раскачивалось на волнах) вынуждали устанавливать на судне как можно больше орудий и вести огонь залпами по одной цели.
Спойлер:

Лафеты, или "тележки", изготовляли из дуба. Они состояли из двух боковых стенок - щек, которые к задней части орудия понижались ступенчато по высоте. Между щеками крепили горизонтальную доску - раму, а к ней - оси колес. Колеса тоже выполняли из дуба и оковывали железом. В соответствии с поперечной погибью палубы диаметр передних колес был несколько больше, чем задних, поэтому на лафете орудие лежало горизонтально. В передней части рамы между щеками находился вертикальный брус - "подушка лафета". Ее верхняя часть имела полукруглый вырез для облегчения подъема ствола. В щеках были вырезаны два полукруглых гнезда для установки цапф орудия. Сверху цапфы удерживали железные накидки полукруглой формы. Отдельные детали лафета скрепляли между собой железными болтами со шплинтами. Дополнительно на лафетах установили рымы для крепления талей.
Вернуться к началу Перейти вниз
VaiNary
Родственная душа
Родственная душа
avatar

Сообщения : 8132
Корейчиков : 12829
Камсаамнида : 2816
Дата регистрации : 2011-09-10
Откуда : Украина

Корабельное вооружение Empty
СообщениеТема: Re: Корабельное вооружение   Корабельное вооружение EmptyВс 03 Фев 2013, 02:02

Артиллерийская палуба (русский вариант)


Различные парусные корабли имели различное число артиллерийских палуб-деков. По количеству деков, в которых располагались орудия, не считая открытой бата-реи, т. е. орудий, установленных на верхней палубе, корабли подразделялись на двух- и трехдечные линейные корабли. Орудия более крупного калибра устанавливались на нижней палубе, а меньшего калибра - на верхних деках.


а - трехдечного корабля;
б - двухдечного;
в - фрегата;
г - корвета, брига;

1 - трюм;
2 - орлопдек;
3 - гондек;
4 - мидельдек;
5 - опердек;
6 - открытая палуба.
Каждая артиллерийская палуба имела свое наименование. Самая нижняя артиллерийская палуба называлась гон-дек, затем кверху шли мидельдек, опердек и верхняя открытая палуба, на которой также устанавливалась артиллерия. Самая нижняя палуба, ниже артиллерийской палубы (гондека), называлась орлопдек или кубрик и трюм.

Так, еще в 1722 г. петровским Регламентом было введено следующее распределение пушек по палубам, в зависимости от их калибра:

Код:

Наименование палуб 100 - пушечный корабль 66 - пушечный корабль

Код:

Гондек 28 пушек 30 - фунтовых 26 пушек 24 -фунтовых

Код:

Мидельдек 28 » 18 » 26 » 24 »

Код:

Опердек 30 » 12 » 24 » 12 »

Код:

Гольфдек (полуют) 14 » 6 » 16 » 6 »

1805 г. приносит новые изменения в судовой артиллерии. Было издано Положение, которое определяло род и калибр орудий для разного типа кораблей. Так, на линейных кораблях устанавливались 36-фунтовые пушки и 24-фунтовые карронады, на фрегатах устанавливались 24-фунтовые пушки. Бриги вооружались только карронадами на верхней открытой палубе. Верхняя открытая палуба по длине от носа к корме делилась на бак, шкафут, шканцы и ют. Бак - это пространство верхней палубы от форштевня до фок-мачты. Шкафут - часть верхней палубы между фок- и грот-мачтами. Шканцы - пространство от грот-мачты до бизань-мачты. Ютом называлась часть палубы от бизань-мачты (на многомачтовых кораблях) или от грот-мачты на двухмачтовых кораблях до гака – борта - задней оконечности кормы.



Виды пушечных снарядов


Главным видом артиллерийских снарядов и на суше, и на море были ядра. Их изготавливали из чугуна, но иногда использовались и каменные ядра - стрелять металлическими ядрами для пиратов было непозволительной роскошью. Ядра изготавливались методом отливки в соответствии с установленными на корабле пушками.

Разделяющиеся снаряды или книппели имели чисто морское применение. Они были предназначены для уничтожения парусов и мачт корабля противника. Как правило они состояли из двух равных частей, скрепленных друг с другом различными способами. При зарядке такие снаряды находились в свернутом состоянии, а при выстреле их части разделялись и беспорядочно вращались в полете. При попадании в корабль противника за счет вращения и силы инерции они наматывались на мачты и разрушали их. При попадании на палубу легкие снаряды отскакивали от настила и причиняли значительный ущерб команде противника. Если же такой снаряд попадал в паруса, то оставлял в них огромные дыры или разрывал в клочья. Чаще всего половинки снаряда делались как единое целое и по форме напоминали гантели. Иногда снаряды соединялись скользящим замком, который после выстрела обеспечивал расхождение его половинок и увеличивал размеры снаряда. Наиболее эффективны были снаряды, связанные мощной цепью, причем края самих снарядов делали максимально зазубренными, что позволяло нанести максимальный урон противнику. Для поражения экипажа вражеского судна также применялись связанные веревкой металлические прутья, которые разлетались после выстрела и в случае меткого выстрела наносили огромный урон противнику, буквально сметая всех людей с палубы вражеского корабля. Для поражения людей также использовали вингарды – бумажные, деревянные или матерчатые пакеты, начиненные небольшими металлическими пулями или камнями. При выстреле пули разлетались и наносили большой урон противнику. Иногда пакеты начиняли обрезками железа, эти заряды называли шагранель и использовали также для разрушения парусов корабля противника.


Иногда в качестве снарядов применяли бомбы - специальные полые ядра, наполненные порохом. Перед выстрелом у бомбы поджигался фитиль, и спустя определенное время бомба взрывалась, нанося огромный ущерб как команде, так и кораблю противника. Но эффективность бомб была не велика, так как нередко фитиль гас во время полета снаряда, а иногда бомба взрывалась в момент выстрела. Более эффективны были каленые ядра или брандскугели, которые перед выстрелом раскаляли в специальной печи, тогда при попадании в корабль противника такие снаряды могли вызвать на нем пожар, губительный для деревянных судов того времени. Иногда полые снаряды начиняли смесью пороха и небольших пуль, или же изготавливали специальные металлические сетки, внутрь которых помещали мелкие металлические шарики. Такие снаряды назывались гранаты и были предназначены главным образом для уничтожения команды вражеского судна. Позднее стали изготавливаться снаряды, созданные на базе вингарда и бомбы, названные шрапнель – по имени изобретателя, англичанина Шрапнеля.
Вернуться к началу Перейти вниз
VaiNary
Родственная душа
Родственная душа
avatar

Сообщения : 8132
Корейчиков : 12829
Камсаамнида : 2816
Дата регистрации : 2011-09-10
Откуда : Украина

Корабельное вооружение Empty
СообщениеТема: Re: Корабельное вооружение   Корабельное вооружение EmptyВс 03 Фев 2013, 02:03

С развитием метательных машин их стали применять и на судах. Установленные на носу судна, они имели назначение препятствовать абордажу. Однако широкого распространения древняя корабельная артиллерия не получила вследствие того, что сырой морской воздух размягчал пружины, изготовленные из жил животных или конского волоса.
По своей конструкции метательные машины подразделялись на двуплечевые - эютютоны, или катапульты, и одноплечевые - полинтоны, или баллисты.

Катапульта (греч. καταπέλτης, лат. tormentum) — греческий термин, которым обозначается любая метательная машина.
[Только модераторы имеют право видеть это изображение]
Древнеримские авторы называли катапульты «tormentum», от слова скручивать, то есть машинами с торсионным принципом действия. В римское время катапультой назывались именно стреломёты, но к закату Римской империи стреломёты стали называться баллистами, а название катапульт распространилось на все метательные машины с торсионным принципом действия.
Балли́ста (лат. ballista, от греч. βαλλιστης, от βαλλειν — «бросать») — античная двухплечевая машина торсионного действия для метания камней.


[Только модераторы имеют право видеть это изображение]

Греки именовали подобные камнемёты «палинтононами», то есть стреляющими по навесной траектории, или «катапелтай петроболос», то есть буквально камень против щита. Наиболее широко употребляется римское название данного орудия — «баллиста». Баллисты по конструкции мало чем отличаются от катапульт, различия возникают из-за метода стрельбы. В то время как катапульты стреляют стрелами (дротиками) почти горизонтально, баллиста предназначена для стрельбы камнями под большим углом возвышения.
Вернуться к началу Перейти вниз
VaiNary
Родственная душа
Родственная душа
avatar

Сообщения : 8132
Корейчиков : 12829
Камсаамнида : 2816
Дата регистрации : 2011-09-10
Откуда : Украина

Корабельное вооружение Empty
СообщениеТема: Re: Корабельное вооружение   Корабельное вооружение EmptyВс 03 Фев 2013, 02:03

заряды для пушек
Полнотелые ядра

Полнотелые ядра — наиболее древний и наиболее распространенный вид боеприпаса. Первые ядра изготовлялись из отесанных камней, изготовление каждого ядра занимало довольно длительное время, иногда исчислявшееся неделями. Каменные ядра были найдены при подводных исследованиях первых испанских нао на Карибах.

Позже появились свинцовые и чугунные ядра, получившие развитие в XVI веке. Наиболее поздними считаются железные ядра. Иногда чугунные и железные ядра обливали свинцом. Свинец обеспечивал более плотное прилегание ядра к стенкам канала ствола, при этом износ последнего был существенно ниже, чем при стрельбе однородными чугунными и железными ядрами.

Полнотелое ядро обладало наибольшей пробивной силой из всех прочих видов боеприпасов, но во флоте было неэффективно против живой силы противника (чего нельзя сказать о сухопутной артиллерии, где полнотелое ядро наносило очень большой урон живой силе противника вследствие применения европейскими армиями плотного пехотного построения).

Во флоте ядра использовались для нанесения урона корпусу судна, а также для стрельбы по береговым укреплениям. В раннем периоде развития артиллерии применялись также глиняные ядра как замена каменным. Глинянные ядра в процесе изготовления дополнительно пропитывали льняным маслом для увеличения их прочности. Такие ядра по прочности были очень близки каменным. О применении глинянных ядер непостредственно в корабельной артиллерии автору статьи неизвестно, однако известно, что такие ядра применялись в крепостной артиллерии (в том числе — в фортах).

Самыми распространенными, начиная с конца XV века, были чугунные ядра из-за простоты их изготовления, большой прочности и пробивной силе при небольших размерах.
Каленые ядра

Так называли обычные чугунные ядра которые непосредственно перед выстрелом раскаливали докрасна в специальной калильной печи. На Руси такие ядра также были хорошо известны еще до царствования Иоанна IV Грозного и назывались «расженые».

Каленые ядра обладали довольно хорошей зажигающей способностью, однако требовали дополнительных усилий и аккуратности при зарядке. Так как класть на порох или обычный пыж раскаленное ядро было опасно, предусматривались специальные меры предосторожности: «Заряди пушку добрым порохом, да забей деревянным пыжом и на тот пыж намаж гораздо с палец толщиной глины, которая б не исщеплялась, да дай ей высохнуть гораздо, потом вымажь где понуже надобно, да укрепи такою глиною мажучи, чтоб от ядра порох не запалился». Как видим, процесс зарядки орудия каленым ядром был весьма трудоемок. Также не допускалось больших задержек между окончанием зарядки и выстрелом так как ядро, соприкасаясь с холодными стенками орудия, быстро остывало, поэтому калили только ядра больших калибров.

Порой каленые ядра не вызывали ожидаемого эффекта, так как глубоко засевшие в древесине, они не могли вызвать пожара из-за недостаточного притока воздуха.

Во флотах многих держав каленые ядря применялись для устройства пожара на кораблях противника.
Зажигательные ядра

Зажигательные ядра были самыми разнообразными и известны начиная с XVI века. Одно из простейших зажигательных ядер представляло собой обычное каменное ядро, облепленное зажигательным составом.

К XVII веку конструкция зажигательных ядер усложнилась: зажигательный состав помещался в мешочек, который оплетался веревками, осмаливался, погружался в расплавленную серу, опять облеплялся зажигательным составом и снова оплетался и осмаливался.Материалы для таких ядер использовались самые различные: это «известь, что водой не смочена», камедь, сера, масло, смола, «терпентин» (скипидар) и селитра.

Большое количество рецептов зажигательных смесей и конструкций ядер найдено в «Уставе ратных, пушечных и других дел, касающихся до воинской науки» XVI-го века. Например, огненные ядра для улучшения зажигательных возможностей снабжали металлическими штырями: «...проверти дырю в ядре глубиною трех поперечин перста большого и сделай железные сваи семи поперечин длиною и залей их накрепко свинцом, чтобы они тверды были, а кругом устрой огненными хатростями». Такие ядра очень хорошо застревали в кровлях домов, вызывая пожары.

Иногда прибегали к разного рода хитростям, чтобы воспрепятствовать быстрому тушению ядра. Например, в ядра вставляли заряженные пульками отрезки трубок: «ковати стволы в железе на глухих концах учинити востры, а у острых концов учинити запалы и зарядити добрым порохом и пульками, и острыми конце бити в ядра огненные». Пылая, такое ядро еще и стреляло во все стороны. Иногда внутрь зажигательного ядра помещали пороховой заряд или снаряженную гранату: такое ядро, догорев, взрывалось.
Брандскугели

Брандскугель — зажигательный снаряд, впервые появился в XVIII веке. Он отличался от бомбы и зажигательного снарядов тем, что снаряжался зажигательным веществом, был цилиндрической формы и вместо одного отверстия (очка) для трубки (как в обычном зажигательно снаряде) имел от 3 до 5 отверстий. Снаряд оказался весьма ненадежным и опасным, часто разрывался при вылете из ствола и к середине XIX века от них отказались во всех европейских странах, включая и Россию, где брандскугель был официально снят с вооружения приказом от 1837 года.
Шрапнели

На рубеже XIX века английский офицер-артиллерист Генри Шрапнэл, совершенствуя разрывной снаряд, создал новый снаряд, обладающий более высоким поражающим действием против живой силы противника. Для увеличения дальности действия своего снаряда Шрапнэл предложил наполнять его пулями и разрывным зарядом и снаряжать взрывателем — деревянной (позднее — латунной) трубкой с пороховым составом. Снаряд сперва получил название картечной гранаты. Трубка поджигалась в момент выстрела из пушки, через определенное время она прогорала и подрывала пороховой заряд внутри ядра. Сначала предполагалось, что картечная граната будет падать на землю, а потом уже взрываться. Первые картечные гранаты действовали именно так. Но в процессе экспериментов выяснилось, что если такая граната взорвется в воздухе над головами неприятельской пехоты, то эффект будет значительно больше. И последующие снаряды стали использовать именно этот способ: они взрывались в воздухе и пули градом накрывали живую силу противника. Очень красочно этот эффект показан в отечественной киноленте «Турецкий гамбит».

После внедрения картечных гранат в регулярную армию они быстро получили название «шрапнель» по имени их создателя. Большим преимуществом шрапнели перед картечью была возможность поражения укрывшегося — и потому недоступного для поражения иными боеприпасами — неприятеля.

Основной сложностью успеха шрапнели было точно рассчитать время замедления, чтобы снаряд взорвался как раз в момент пролета над неприятелем.

В качестве боеприпаса корабельной артиллерии парусного флота шрапнель применялась редко.
Разрывные снаряды

В зависимости от веса разрывные снаряды в некоторых странах делились на бомбы и гранаты (не путать с ручными гранатами!), однако принцип действия их был одинаков. Это были пустотелые металлические (обычно — чугунные, позже из литого железа) ядра, внутри которых находился большой запас пороха. После падения на землю снаряд подрывался и разлетался на осколки. Образовывалось до 20 осколков (обычно от 8 до 17-18), убойную силу они сохраняли на расстоянии до нескольких десятков метров. Недостатком такого типа боеприпаса была ненадежность: каждый 4 или 5 снаряд не взрывался из-за несовершенства трубок. В среднем одна граната выводила из строя 4 пехотинцев в пешем строю, хотя это очень усредненная цифра.

В некоторых изданиях бомбы ошибочно описывают как фугасные боеприпасы, то есть когда снаряд взрывался в результате удара о препятствие. Это категорическпи неверно! Такие боеприпасы появились лишь в конце XIX века с появлением детонаторов и взрывателей ударного действия.
Цепные ядра

Очень похожи на книппель, но соединялись не стержнем, а цепью, иногда довольно длинной (до 3–4 метров). Оба ядра заряжались в одно орудие: в некоторых источниках утверждается, что стреляли цепным ядром одновременно с двух орудий, но автору этой статьи это представляется невероятным, учитывая несовершенство артиллерии, когда разброс по времени выстрела двух орудий достигал нескольких секунд!

Назначение этого боеприпаса аналогично книппелю с той лишь разницей, что длинная цепь предполагала нанесение более серьезных повреждений или запутываний рангоута и такелажа. Кроме того, цепные ядра применялись и против пехоты, вызывая довольно значительные потери. Цепные ядра окончательно вышли из употребления к первой половине XIX века.
Заряды

Самые первые пороховые пушки заряжались с дульной части, куда совком из бочонка засыпалось нужное количество пороха, которое потом трамбовалось с определенной силой (чем сильнее — тем больше будет сила выстрела, но и вероятность осечки возрастала пропорционально). Потом ставился пыж, после чего само ядро и снова пыж (чтобы ядро не выкатилось обратно). Потом на полку насыпался запальный порох, который поджигался палительной свечой или фитилем и производился выстрел. Скоростерльность такого орудия была довольно низкой, из-за большого числа операций при перезарядке. Точность также оставляла желать лучшего, поскольку каждый раз насыпалось разное количество пороха и трамбовался он каждый раз с разным усилием.

Позже, в XVI веке, удалось усовершенствовать этот процесс, введя зарядный пороховой картуз. Картуз — это полотняный мешочек с точным количеством пороха, отмеренным заранее. Картуз закладывался в пушку, потом пыж, потом ядро, потом опять пыж. Все очень похоже, но процесс зарядки ускорился, поскольку не было надобности в точном отмере пороха каждый раз. В процесс зарядки ввели так называемый «протравник» — небольшую палку с острым шипом на конце. С помощью шипа картуз прокалывался сквозь запальное отверстие и только потом туда насыпался запальный порох.
Вернуться к началу Перейти вниз
 

Корабельное вооружение

Предыдущая тема Следующая тема Вернуться к началу 
Страница 1 из 1

Права доступа к этому форуму:Вы не можете отвечать на сообщения
ClubFATE :: ПЕРЕВОДЧИКУ-
НАШ БАННЕР

Релиз-группа ClubFATE: озвучивание, субтитры, шоу-бизнес Азии

____________________________________________________

Flag Counter




Создать форум | ©phpBB | Бесплатный форум поддержки | Сообщить о нарушении | Cookies | Последние обсуждения