Японская татуировка. Главные образы и их значение.
Особенность японской татуировки не только в оригинальной технике и бережно хранимых традициях, но и в удивительных и экзотических для европейского глаза образах. В своё время именно необычность этих образов вкупе с высоким мастерством татуажа позволила захватить японской татуировке умы европейских обывателей. Настолько это было таинственно и на порядок виртуознее того, что делали в самой Европе того времени. С разных сторон можно оценивать и запрет на татуировку, который появился в Японии в XIX веке. Вроде это приостановило развитие японской татуировки как искусства, но с другой стороны позволило сохранить неизменными традиции, которые в противном случае почти наверняка были бы размыты в угоду популистским вкусам и запросам. Кстати сейчас происходит нечто подобное. Интерес к татуажу в Японии растёт и вместе с этим падает его качество. Уже не редкость увидеть «Хориши» (художник татуировки) с электрической машинкой в руках. Но ведь это так удобно! Стольких человек можно обработать. А традиции? Что традиции? Ими сыт не будешь. Впрочем, думаю, не стоит сгущать краски. Вполне может статься, что мы наблюдаем как раз не упадок, а новый революционный скачёк японской татуировки. В конце концов, многие искусства благополучно перенесли все эволюционные перипетии и неплохо чувствуют себя в современном мире.
Спойлер:
Радует, что, не смотря на все перемены, кое-что в японской татуировке остаётся неизменным. А именно основные принципы делающие её такой непохожей на другие традиции татуажа. Например, кельтскую или полинезийскую. Вот эти принципы.
узнать:
Акцент на внешней части узора; кромке зачастую уделяется больше внимания, чем основному рисунку – наследие мастеров укийо-е. Надо сказать что японская татуировка несмотря на всю уникальность развивалась под сильнейшим влиянием более традиционных художественных школ и укийо-е наглядное тому подтверждение. Главный узор (точнее то, что принято считать таковым у европейских татуировщиков) как правило, носит формальный характер и является всего лишь фоном для мелких деталей, которые и несут основную смысловую нагрузку. Идеально просчитанная асимметрия, которая зачастую смотрится куда как гармоничнее нарочитой симметрии маори и намного приятнее бессистемной хаотичности европейских мастеров. Большое количество небольших фрагментов выступающих своеобразным узором, оплетающим главный мотив композиции, который по существу уже перестают в таком случае быть главным. Динамичность и статичность композиции, достигающаяся художественными методами, которые мастера тату позаимствовали у традиционной японской живописи. Использование геометрических орнаментов, как вместо полноценной художественной композиции, так и вместе с ней. В таком случае орнамент может и не нести никакого особого смысла и выполнять чисто декоративную функцию. Иногда вместо него используют цитаты из священных текстов. Придание дополнительной экспрессивности композиции с помощью ярких красок, подобранных таким образом, чтобы контрастировать между собой. Настоящим мастерам удаётся удивительным образом сочетать контрастные цвета, не скатываясь на кич. Одна из особенностей японской татуировки – знание и активное использование человеческой механики, что позволяет получить интересный эффект «оживания» картинки. Нанесённый специальным образом узор при сокращении мышц как бы начинает жить собственной жизнью. Эффект тем более впечатляющий чем масштабнее татуировка.
Образы, используемые японскими мастерами татуажа при всём разнообразии можно разделить всего на четыре группы: мифология, религия, растения и животные. Древние легенды и сказания о подвигах бесстрашных героев послужили неиссякаемым источником вдохновения не только для писателей и художников, но и для людей украшающих кожу сходными мотивами. Надо сказать, что из-за того, что татуировка из всех видов искусства (а говорим мы отнюдь не о сакраментальном «ВАСЯ» или черепе с костями, а именно об искусстве) наиболее близка к человеку в физическом плане. Это породило особое отношение к ней у японцев. Бытовало поверие, что татуировка не отражает внутренний мир человека. Нет. Она его формирует. И та или иная татуировка способна придать человеку особые свойства – мужество, стойкость, силу и т.д. Здесь особняком стоят тату с использованием образов духов и демонов. Считалось, что такая татуировка является своеобразным носителем соответствующего духа или демона. Перечислять всю японскую нечисть здесь вряд ли уместно. Забавно наблюдать как это делают некоторые авторы пишущие об японском татуаже, ни чуть не заботясь о том что например – Нурикабэ, дух на подобии родного славянскому сердцу лешего заставляющий плутать путников, вообще-то был невидим и его мягко говоря затруднительно как бы то ни было изобразить. Между тем японская татуировка богата на образы и на трактовки и без подобных инсинуаций. Вот список наиболее часто используемых из них с кратким описанием. Сразу отмечу, что значение татуировок не является чем-то застывшим во времени. Меняется человек, меняется и его отношение к тем или иным образам, но некоторые трактовки остаются неизменны. Их я и представляю.
узнать:
Карп – благодаря пожарным командам из Эдо является одним из старейших символов смелости, мужественности и знаком стоика. Последнее впрочем, не благодаря древним пожарным, а скорее вопреки. Так как кем кем, а стоиками они не являлись. С точки зрения историков они были, чуть ли не бандитами. Тигр – тут все привычно, международный символ бесстрашия был и остаётся таковым и в Японии. Дракон – но конечно настоящим царём среди животных (и не только в татуировках) для Японцев является Дракон. Количество разновидностей этого мифического существа в мифологии Островов переходит все разумные границы. Но все они символизируют власть и силу. Причем дракон знак особый. Гармонично соединив в себе антагонистские стихии, огонь и воду, он послужит своеобразным примером борьбы и единства противоположностей, на которой в последствии будет «пастись» не один философ-востоковед. Ещё одна особенность японского татуажа – придание особого символизма растениям. Пион – деньги и удача во всех жизненных начинаниях. Хризантема – может показаться странным, но нежный цветок - символ настойчивости и решительности. На самом деле ничего удивительного ведь хризантема так же отличительный знак японского императорского дома. Лист клёна – помимо прочего символ влюблённых. Цветок сакуры – куда же в рассказе о Японии без сакуры . Один из самых известных символов страны не мог не попасть в сюжет татуировок, где он несёт значение хрупкости жизни и уходящего времени.
кр: nihonsekai.ru
Последний раз редактировалось: VaiNary (Пт 12 Окт 2012, 04:00), всего редактировалось 1 раз(а)
VaiNary Родственная душа
Сообщения : 8132 Корейчиков : 12829 Камсаамнида : 2816 Дата регистрации : 2011-09-10 Откуда : Украина
Направления и технологии Иредзуми (入れ墨, 入墨, 文身 – впрыскивать тушь) – используется как для обозначения японской татуировки в целом так и для определения татуировок которые делали преступникам. Не последнюю роль в том что эти два понятия слились в одно сыграл запрет на татуирование. Как известно преступникам закон не писан.
Хоримоно (彫り物, 彫物 - вырезка, гравировка) – другое, менее распространенное на Западе обозначение традиционной японской татуировки.
Бокукеи, боккеи (墨 刑) – татуировка сделанная в наказание.
Гаман – в отличие от иредзуми гаман не имеет никакого отношения к преступному миру. Одно время её считали чисто мужской татуировкой, но постепенно некоторые мотивы гаман перекочевали к женщинам.
Тебори (手 彫 り – вырезать вручную) – вместе с Ханебори (羽 彫 り – вырезать пером) и Тсуки-бори (突 き 彫 り) используется для обозначения татуировок сделанных вручную.
Какушибори (隠 し 彫 り- скрытое вырезание) – «скрытая» татуировка, сделанная в недоступных для посторонних глаз местах. Например, подмышками или с внутренней стороны бедра. Так же тату выставленная на обозрение, но несущая в себе замаскированное послание. Например, иероглифы вплетенные в лепестки цветов.
Кебори (毛 彫 り) – татуировка в виде толстых и тонких линий.
Боро – довольно любопытная татуировка, наносилась путём втирания рисовой пудры в порезы на коже. Её особенность в том что она не видна пока человек не начинает потеть, например принимая ванну или занимаясь любовью.
Хикае – татуировка, которую делают на груди.
Нагасодэ (長 袖) – наносится на запястье.
Шичибу (七 分) – наносится на предплечье.
Гобу (五 分) – наносится на руке выше локтя.
Технология выполнения.
Одна из особенностей японской тату традиции – нанесение рисунка на всё тело. Иногда в виде одежды. Сейчас такое «истязание» не практикуется. Во многом из-за того, что татуировка потеряла тот статус, которого добилась в Средневековой Японии. И на человека с такой тату посмотрят скорее снисходительно, чем с восхищением. А между тем создание такой татуировки это испытание и для мастера и для «жертвы». Причём довольно длительное испытание, продолжающееся годами. Мастеру и человеку возжелавшему получить тату иногда приходилось жить в одном доме. В нашем стремительном мире такое трудно представить и вряд ли возможно. А ведь настоящие японские мастера по-прежнему чтят традиции и отказываются от использования тату машинок считая, что настоящий насыщенный и изысканный рисунок, можно получить только при ручной работе. И естественно ценят они свой труд высоко. Если вы решите нанести средней сложности рисунок у традиционного японского мастера, будьте готовы посещать его несколько месяцев каждую неделю и запаситесь 20 000 – 30 000 долларами. Притом что к настоящему специалисту без рекомендации попасть практически невозможно. При выполнении традиционной японской татуировки мастер использует не много не мало более полутора десятка разнообразных инструментов, большую часть из которых составляют иглы. Нанесение тату происходит посредством стальных иголок (от 2 до 30 в пучке) закрепленных на длинной деревянной палочке. Каждый такой инструмент предназначен для выполнения какого-то конкретного вида работ. Толстым пучком «закрашивают» контур, а наносят его 2 иглами. Сама технология за века не претерпела особых изменений. Она делится на пять этапов, которые хоть и имеют специальное название, не особо отличаются от привычной европейской техники.
Судзи – первый этап. Мастер делает набросок на коже, как правило, используя чёрную тушь. Но это не принципиально. Подойдёт любой специальный краситель.
Отсуми – второй этап. Накалывается абрис композиции, по которому в дальнейшем будет воспроизводиться весь рисунок.
Бокаси – третий этап. «Разукрашивание» контура. Сразу создаются все необходимые переходы цвета и тона. На этом этапе мастер пользуется матрицей состоящей из нескольких десятков иголок собранных вместе, что позволяет покрывать краской большую площадь кожи.
Тсуки-хари – четвёртый этап. Детальная проработка отдельных участков композиции, которым нужно предать дополнительную выразительность.
Хане-бари. Это скорее не этап, а часть общей технологии. Так сказать высшая её форма, к которой прибегают только настоящие мастера. Иглы вводятся под кожу одним точно рассчитанным ударом ладони, и проникаю на строго определенную глубину. Это позволяет достигнуть наиболее эффектных переходов и оттенивания рисунка.
К этому можно добавить заключительный этап, который уже не зависит от мастера. Человеку с только что нанесённой татуировкой весьма нежелательно потреблять алкоголь, так как это может вызвать серьёзное отравление организма. Так же неплохо принять тёплую ванну. Это сделает рисунок более насыщенным и стойким. Надо сказать, что последняя рекомендация весьма противоречива. Европейские татуировщики наоборот посоветуют вам воздержаться до полного заживления от бани, сауны, ванны и купания в бассейне или других водоемах. Кстати от прямых солнечных лучей первые 3 недели татуировку тоже желательно беречь кр: nihonsekai.ru
VaiNary Родственная душа
Сообщения : 8132 Корейчиков : 12829 Камсаамнида : 2816 Дата регистрации : 2011-09-10 Откуда : Украина
История японской татуировки: К самой татуировке можно относится по-разному, но не признавать её историческое влияние на разные этапы развития современного общества, по меньшей мере, глупо. Между тем и переоценивать это влияние не стоит. Она просто была, есть и надо полагать будет. Конечно это варварский обычай, пришедший к нам из мрачного и жестокого прошлого. Однако вместе с изменением менталитета среднестатистического человека менялось не только отношение к татуировке, но и её внешний вид и наполненость. Современная татуировка на высшем уровне своего проявления это скорее произведение искусства, чем обычный знак сословного отличия или клеймо преступника. Удивительной самобытностью, от всех других традиций нанесения рисунков на кожу, отличается японская татуировка. О её истории и будет рассказано в этой статье. Татуировка явление древнейшее. История её появления уходит в такие дерби из глубины которых современные цивилизации кажутся младенцами. Поэтому не удивительно, что татуировка в Японию пришла извне. По крайней мере, по официальным версиям, которых насчитывается целых две. Согласно первой и наиболее правдоподобной татуировка перекочевала с материкового Китая, где была известна ещё с XI до н.э. Считают, что это произошло в период Яoи (oкoлo III века дo н.э. - III век нaшeй эpы) или Koфyн (oкoлo III века нaшeй эpы - IV век нaшeй эpы), когда японская государственность только формировалась и испытывала сильное влияние материковой культуры. Правда, зачастую заимствования носили только внешний характер. Например, татуировку в Китае того времени в отличие от других стран считали недостойным занятием и использовали для «клеймения» преступников. В свою очередь найденные при раскопках курганов под Осакой фигурки xaниya говорят, что на Островах в то время отношение к татуировке было несколько другое. Эти фигурки укладывали в курган усопшим, чтобы они сопровождали их в мир мёртвых. Согласитесь преступники не самая лучшая компания для такого путешествия. Согласно другой версии татуировка перешла к нынешним жителям Островов от айнов, которые жили там издревле, используя её для ритуальных и других целей. Впрочем, большинство исследователей сомневается, что примитивное искусство айнов могло оказать какое-то влияние на, «бредившую» Китаем, Древнюю Японию. Не очень объективно, если вспомнить что многие вещи от айнов японцы взять не побрезговали. Кроме официальных версий существуют и неофициальные, опирающиеся на мифы. Наиболее распространена среди них история о легендарном первом властителе Японии - Джиму, чьи татуировки были настолько впечатляющи, что послужили источником вдохновения для написания целой поэмы.
читать еще:
Очевидно, изначально татуировка была привилегией правящего класса. В частности об этом пишется в «Истории трёх королевств» датируемой III веком н.э. - «в королевстве Уа (Япония) люди благородного происхождения отличаются от простонародья тем, что носят на лицах рисунки». Но со временем высшее сословие нашло себе другие привилегии, а татуировка стала уделом обычных людей. Надо сказать, что это самое «со временем», не без влияния Китая, по историческим меркам оказалось очень скоротечным. Начиная уже где-то с V века н.э. татуировку применяют как вид наказания. Причем в то время её считают настолько жёстким наказанием, что применяют как вполне адекватную замену смертной казни. Человек, подвергнутый наказанию татуированием, становился отщепенцем и ему больше ничего не оставалось, как носить «клеймо» со своего рода гордостью. Но чаще стандартный рисунок скрывали под слоями новых узоров, что послужило своеобразным толчком к развитию искусства тату. Окончательно японский стиль сформировался где-то в XVII веке. К этому же времени относится появление термина «иредзуми», который используют до сих пор для обозначения японской татуировки. В переводе с языка самураев он означает «впрыскивать/вписывать тушь».Как не странно преступный мир дал новую жизнь иредзуми и с другой стороны, в некоторой степени популяризировав японскую татуировку, что привело к широкому её использованию не только в среде «социальных отщепенцев». К XIX веку она становится чем-то вроде знака качества для мастеров самых разнообразных профессий. Мода эта пошла от пожарной стражи, которую набирали из самых низших слоёв общества где «преступная» татуировка давно уже завоевала своё место. Учитывая специфику работы, свои отличительные знаки стражники взяли из водной среды. Ими стали карп и дракон. Со временем тату появились у строителей, горшечников и даже носильщиков. Не стоит думать, что нанесение иредзуми носило свободный характер - что хочу то и накалываю. Нет. Каждое профессиональное сословие трепетно следило за соблюдением правил и жестоко карало самозванцев. Незавидна была судьба и тех, кто посредством незаслуженной тату пытался повысить свой профессиональный или социальный статус. Повсеместное распространение татуировки не могло не сказаться на её качестве. Довольно быстро тату из разряда опознавательного знака превращается в искусство. Это происходит не в последнюю очередь благодаря развитию yкийo-e и других художественных искусств. Бытует мнение, что художественная татуировка, как и другие культурные явления того времени в Японии, Была некой отдушиной в жёстко иерархичной сословной системе. Новое сословие мещан имело много денег, но не имело практические ни каких прав и тем более власти. Всё что им оставалось - это придаваться изысканным утехам. Слушая музыку или любуясь живописью (прочем не все утехи были столь изысканы). Дополнительный толчок для роста популярности тату дал театр, а точнее драматические актёры. Они ощутили в ней новый способ самовыражения. На стыке XVIII-XIX веков многие известные актёры могли похвастаться изысканными татуировками. Учитывая, какое влияние, театр оказывал на некоторые слои аристократии неудивительно, что мода на тату благополучно перекочевала в высшие сословия. Не все были довольны происходящим. Так в 1868 году король Мутсушито заклеймил позором «недостойное искусство» и издал запрет на татуирование. К счастью для мастеров татуировки в этот же самый период японская тату попадает в Европу. Где благодаря газетчикам, падким на восточную экзотику, приобретает сногсшибательную популярность. Об её уровне говорит хотя бы то, что в разное время «недостойным искусством» увлеклись английский принц Эдвард, греческая королева Ольга и наш Николай II, который, как известно, имел татуировку в виде дракона. Даже непримиримый Мутсушито вынужден был признать тату историческим наследием и немного смягчил закон. Хотя и не отменил его что, в конце концов, и сыграло фатальную роль. Японская татуировка такая популярная на Западе в самой Японии быстро проделала обратный путь и снова стала уделом преступников. Это пренебрежительное отношение сохранилось и по ныне. Например, в банях по прежнему можно встретить предупреждение, что татуированные люди здесь не желанные посетители. Впрочем, западные мастера уже давно освоили японский стиль, да и в самой Японии не смотря на общественное порицание, тату преспокойно живёт. Ожидая свой очередной взлёт.
В мире татуировок, Япония знается за счет таких известных татуировок, как татуировки Якудза. Татуировки якудза использовались для того, чтобы идентифицировать членов клана. Тату отображала новое имя и указывала на положения в клане ее носителя. В их среде татуирование было тестом на силу, ведь нанесение занимало очень много времени и причиняло достаточно сильную боль. Современные якудза маскируются под бизнесменов, пользуются особым жаргоном, и по-прежнему носят особые татуировки. У каждого клана - свои особенности татуирования тела.
В современное время, японская татуировка набирает популярность, главным образом из-за интересной символики и художественных возможностей. Самой распространенной татуировкой является нанесение кандзи. Различные понятия: счастье, любовь, мир, богатство, красота и т. п., записанные в виде иероглифов.
Спойлер:
Частью японской традиции являются татуировки цветов: пион символизирует богатство и удачу, хризантема – решительность и самообладание, сакура - мы на этой земле всего лишь гости. Самураи делали татуировку в виде цветов сакуры и хризантемы, давая понять тем самым, что они могут умереть на поле сражения в любой момент и для этого у них достаточно решимости. Недолгий жизненный цикл японской вишни – мимолетность жизни. А жизнь самурая была подобна цветению сакуры. Татуировка в виде розовых цветов цветущей вишни прославилась и далеко за пределами Японии, особенно среди женщин. Лотос. Цветок, который зарождается на дне водоема и медленно пробивается к свету, в японской культуре олицетворяет значимость жизни.В буддизме лотос почитают как глубоко священный цветок, символ духовного пробуждения. Древние люди считали, что лотос, который с восходом солнца закрывается и погружается в воду, имеет тайную связь с небесными силами. Религиозная интерпретация лотоса продолжает оставаться актуальной и в современное время. Вообще, татуировка в виде лотоса представляет жизнь в целом. Постоянную борьбу, через которую проходит небольшой бутон, чтобы стать удивительно прекрасным цветком, сравнивают с трудностями, выпадающими на человеческую долю. И лотос в этой истории, как награда за тяжелые времена. А тем более в комбинации с японским карпом (кои), рыбой плывущей верх по течению.
Татуировки дракона. Могущественным и красивым животным во все времена для японцев оставался дракон. Согласно мифологическим верованиям тацу, как называют драконов в Японии, живущие рядом с водоемами, имеют близкие связи с богами. Это одна из причин популярности татуировок в виде драконов. Для японцев изображение дракона должно приносить удачу. Размер, стиль, местоположение татуировки может поменять смысл. Например, дракон, обернувшийся вокруг меча и впившийся в вас взглядом ярко-красных глаз, демонстрирует власть и силу его владельца. Парящий над облаками дракон, – решимость на всё ради свободы и независимости. Для буддистов и даосистов дракон воплощал трудности, перед которыми нужно устоять, чтобы достичь просветления.
Самая известная японская татуировка, наверное, все-таки маска демона ханя, хотя к дьяволу она никакого отношения не имеет. Маска, напротив, может отвратить зло. Жила когда-то молодая женщина, которая влюбилась в монаха. Но любовь осталась неразделенной, ярость исказила её красивое лицо и она превратилась в они (демон). Маску ханя используют в представлениях театра Но, изображая женщин, которые обращаются в монстров из-за ревности и злобы. Татуировку в виде маски ханя делали самураи, веря в то, что и падшие ангелы будут их хранить. Демоны, монстры, можно сказать почитаемая тема в японской культуре, тем более в татуировании. По мнению японцев татуировки такого рода, наоборот, будут оберегать и охранять. Демон-собака (Инуяся), демон-сороконожка, лисы, тануки – частые персонажи татуировки в японском стиле.
Фото:
Гость Гость
Тема: Re: Японская татуировка Пт 15 Мар 2013, 02:53
Термин , иребокуро (irebokuro) означает татуировку, и использовался в эпоху Эдо. Ире (Ire) или Иреру (ireru), означает нанесение, и бокуро (bokuro) или хокуро (hokuro) - красивое пятно. В начале эпохи Эдо, были в виде точки или пятна, еще не искусное изображение. Иребокуро впервые появилось среди юдзё (проституток). Традиция иребокуро вероятнее всего возникла вместе с появлением легальной проституции. Основная группа использовавшая татуировки иребокуро были юдзё, и вторая группа гейши. Татуировки среди обычных девушек и женщин были редкостью. С другой стороны, если брать мужское население, в основном клиенты юдзё и гейш, тоже могли иметь такую татуировку. Чаще ее можно было увидеть у молодых людей.
Иребокуро было напоминанием для любовников, и служило обетом вечной любви. Есть примеры, что некоторые юдзё имели татуировку, которая изображала имя любовника и японский иероглиф «жизнь» (inochi). Это служило символом силы любви. Также упоминается о применении иребокуро, как знака гомосексуальных отношений между жрецами и мальчиками. Татуировки клятвы так же назывались кисёбори, татуировки обета. Юдзё обычно делали свои татуировки на руке, чаще на внутренней стороне, ближе к запястью, но не никогда на предплечье. Их татуировки вероятно означали скрытые страхи, запретную любовь или личные мечты. Назначение татуировок юдзё было одним из серьезных обещаний, свадебное доказательство, знак вечной любви, и знак искренней любви в душе и сердце. Для других иребокуро возможно были инструментом чтобы порадовать и удержать клиента.
Приводятся примеры, того как женщины-гейши старались удержать клиентов: * женщина передавала письменный залог любви своему любовнику * она делала татуировку на руке с именем своего любовника. * обрезала волосы. * отрезала мизинец. * вырывала ноготь на одном из пальцев. * делала разрез ножом на бедре или локте (Fujimoto, 1915: 129).
Многие юдзё и гейши татуировали сами себя в угоду клиентам.
Однако, татуировка считалась непристойной и неблагоразумным поступком в среде гейш высшего уровня, и они стремились всячески этого избежать. Некоторые клиенты настаивали на таком поступке и гейша вынуждена была подчиниться. В тоже время гейшам необходимо было знать как свести такую татуировку. Они прижигали татуировки травами (моха) и огнем. Татуировка могла быть причиной неприятности, если у женщины было несколько разных клиентов. Существуют записи о том, что гейшам и юдзё нередко приходилось делать новын татуировки и сводить старые, когда менялся клиент. Отрезание мизинца или волос, а также вырывание ногтя было более серьезным поступком, нежели татуировка, потому что это было явно заметным знаком. Самой экстремальной формой проявления вечной любви было синджу (shinju), двойное самоубийство. Могие любовники совершали двойное самоубийство, и этот феномен просуществовал от эпохи Генроку (1688-1703) до 1720-х годов. К концу эпохи токугава, кисёбори перестала быть популярной.