|
Автор | Сообщение |
---|
VaiNary Родственная душа
Сообщения : 8132 Корейчиков : 12829 Камсаамнида : 2816 Дата регистрации : 2011-09-10 Откуда : Украина
| Тема: Re: Китай в фотографиях и на видео Вс 07 Окт 2012, 06:17 | |
| Холмы близ Лопина в китайской провинции Юньнань возвышаются над полями рапса. Китай - один из мировых лидеров по его культивированию. Власти надеются, что интерес к биотопливу сделает рапс еще популярнее. Автор фото: George Steinmetz. - Спойлер:
|
| | | VaiNary Родственная душа
Сообщения : 8132 Корейчиков : 12829 Камсаамнида : 2816 Дата регистрации : 2011-09-10 Откуда : Украина
| Тема: Re: Китай в фотографиях и на видео Вс 07 Окт 2012, 06:42 | |
| Этот мужчина, занявший второе место в конкурсе «Пчелиная борода», проводившемся в китайской провинции Хунань, исчезает под ковром из насекомых, привлеченных пчелиной маткой. Весы, на которых стоит серебряный призер, показывают общий вес его ноши - 23 килограмма пчел. Фото: Chinafotopress. - Спойлер:
|
| | | VaiNary Родственная душа
Сообщения : 8132 Корейчиков : 12829 Камсаамнида : 2816 Дата регистрации : 2011-09-10 Откуда : Украина
| Тема: Re: Китай в фотографиях и на видео Вс 07 Окт 2012, 06:55 | |
| |
| | | VaiNary Родственная душа
Сообщения : 8132 Корейчиков : 12829 Камсаамнида : 2816 Дата регистрации : 2011-09-10 Откуда : Украина
| Тема: Re: Китай в фотографиях и на видео Вс 07 Окт 2012, 07:01 | |
| Текст: Брук Лармер Фотографии: Тони Лоу National Geographic, июнь 2010 Вместо указательных столбов из песка торчали человеческие скелеты, напоминая буддийскому монаху Сюань-цзану, отправившемуся в 629 году нашей эры в паломничество в Индию, как опасен Великий шелковый путь – главная артерия для установления торговых и военных контактов, а также для распространения различных идей и религий. Посреди пустыни у западных границ китайской империи монах попал в песчаную бурю и сбился с пути. А из-за жары у него начались галлюцинации – стали чудиться полчища грозных воинов. Но еще страшнее были разбойники: вооруженные мечами, они подстерегали караваны и отбирали у них грузы с чаем, шелком и керамическими изделиями. Их везли на запад, в Персию и Средиземноморье, а золото, драгоценные камни и лошадей переправляли на восток, в Чан-ань – столицу династии Тан, один из крупнейших в те времена городов мира. Описывая впоследствии свое путешествие, Сюань-цзан признавался, что силу духа в нем поддерживал на Шелковом пути только буддизм. Великим шелковым путем шли и другие религии – манихейство, христианство, зороастризм, а впоследствии и ислам. Но ни одна из них не повлияла на Китай так, как буддизм, который стал распространяться из Индии в первые три века новой эры. Буддийские манускрипты, которые Сюань-цзан привез из Индии, чтобы на протяжении двух десятков лет изучать и переводить, легли в основу китайского буддизма. Почти в самом конце своего путешествия длиной в 16 лет монах остановился в Дуньхуане, процветавшем оазисе на Великом шелковом пути, где на пересечении потоков людей и культур родилось одно из величайших чудес буддийского мира – храмовые пещеры Могао. Примерно в 20 километрах к юго-востоку от Дуньхуана из песчаных холмов на тридцать с лишним метров в высоту поднимаются скалы. Протянувшаяся на полтора километра гряда испещрена сотнями входов. Именно сюда к середине VI века стали приходить паломники помолиться о благополучном переходе через полную опасностей пустыню Такла-Макан или, как Сюань-цзан, вознести благодарение за успешное завершение путешествия. Внутри пещер, в отличие от пустыни вокруг, поражало буйство цвета и жизни. Со стен смотрели тысячи Будд всевозможных цветов, их одежды сверкали золотом, а в сводах парили небесные музыканты и феи-апсары в полупрозрачных одеяниях цвета лазури. С божественными персонажами соседствовали земные, знакомые каждому путнику на Великом шелковом пути: восточные длинноносые купцы в мягких широкополых шляпах, иссохшие индийские монахи в белых одеждах, китайские крестьяне, обрабатывающие землю. Капсулы вечности. С точки зрения религии, проповедующей быстротечность всего сущего, пустыни на западе Китая с их вечно движущимися песками – идеальное место для блистательного художественного воплощения божественной идеи. Но чудо Могао проявилось не в быстротечности песков, а в поразительной долговечности таящихся в пещерах сокровищ. Высеченные в скалах в IV–XIV веках и сплошь покрытые яркими росписями, эти пещеры испытали разрушительное действие войн, грабежей, природных стихий и забвения. Много столетий они были практически полностью погребены в песках, чтобы потом стать признанными величайшими сокровищницами буддийского искусства. Китайцы называли комплекс Могаоку – «пещеры, не имеющие себе равных». Но никакое название не может в полной мере передать их грандиозность. Из 800 пещер 492 украшены великолепными росписями общей площадью свыше 46000 квадратных метров – почти в сорок раз больше Сикстинской капеллы. Там же насчитали две с лишним тысячи изваяний, некоторые из которых – непревзойденные шедевры. А еще немногим более века назад, пока сюда не начали наведываться кладоискатели, в одном из хранилищ были собраны несколько десятков тысяч манускриптов. Путники – независимо от того, избирали они северный путь, более долгий, или южный, более трудный, – в конце концов сходились в Дуньхуане. И поскольку самым ценным их грузом были идеи, художественные и религиозные, неудивительно, что росписи Могао сегодня являют собой причудливейший калейдоскоп элементов самых разных культур – от учений до художественных школ. «Пещеры – это как “капсула времени” Шелкового пути», – говорит Фань Цзиньши, директор Дуньхуанской академии, курирующей проводимые здесь научные исследования, консервацию объектов и туризм. Она изучает гроты уже 47 лет, с тех пор как приехала сюда в 1963 году, окончив Пекинский университет. По ее словам, большинство других памятников на Великом шелковом пути погибли, поглощенные пустыней или сравненные с землей сменяющими друг друга империями. В отличие от пещер Могао, которые дошли до нас в прекрасном состоянии. Фань убеждена, что их историческое значение невозможно переоценить: «Могао находился в одном из узловых пунктов Шелкового пути, поэтому смешение китайских и иноземных элементов можно проследить практически на каждой стене». - продолжение:
Сегодня Дуньхуан вновь объединил Восток и Запад – на этот раз для того, чтобы спасти пещеры от самой страшной опасности за 16 с лишним веков их существования. Росписи Могао очень хрупки: слой клеевых красок по сухому грунту не толще листа бумаги и поэтому боится агрессивного воздействия среды. В последние годы проблема усугубилась и большим потоком туристов. Чтобы сохранить шедевры и не лишать людей доступа к ним, Фань обратилась за помощью к специалистам из Азии, Европы и США. Это международное сотрудничество, став отражением мультикультурной истории самих пещер, поможет им выжить.
Озарение светом. История пещер Могао началась в 366 году, когда странствующему монаху Ле Цзуню с высокой скалы явились тысячи Будд, излучающих золотое сияние. Пораженный видением, Ле Цзунь прорубил в скале углубление для медитации. По размеру первые пещеры были не больше гробов. Позже они стали просторнее, чтобы можно было собираться на совместные молитвы.
Тогда же началось и украшение пещер росписями, которые зафиксировали путь многовековой эволюции китайского искусства. Один из периодов взлета в Могао пришелся на VII и VIII века, когда Китай был открыт миру и одновременно являлся могущественным государством. Бесчисленные караваны шли по Великому шелковому пути, буддизм процветал, а Дуньхуан подчинялся китайской столице. Росписи эпохи Тан очень правдоподобны, почти натуралистичны. Вся буддийская мифология оживает на глазах – столько в этих росписях деталей, градаций цветов и динамики. «В отличие от буддистов Индии китайцы хотели знать в мельчайших подробностях, что представляет собой загробная жизнь, – рассказывает Чжао Шэнлян, историк искусства из Дуньхуанской академии. – Все это богатство цвета и движения должно было представить паломникам Чистую Землю во всем ее великолепии и убедить их в том, что она существует на самом деле».
Даже когда Дуньхуан завоевывали соперничавшие друг с другом династии или иноземцы, как, например, тибетцы, правившие здесь с 781-го по 847 год, украшение пещер росписями и изваяниями не прерывалось. Чем объясняется такое постоянство? Возможно, за этим стояло нечто большее, чем просто культ красоты или буддизм. Сменявшие друг друга правители не разрушали то, что было создано до них, а, состязаясь с предшественниками, вырубали новые пещеры, которые своим великолепием должны были затмить предыдущие, – и украшали их собственными изображениями в благочестивых позах. Причем со временем мирские персонажи все более укрупнялись в размерах за счет уменьшения мифологических.
Соревновались правители и в размерах самого Будды. Так, императрица У Цзэтянь в 695 году воздвигла самую крупную статую всего комплекса – тридцатиметрового сидящего Будду.
К концу X века Великий шелковый путь начал терять свое значение. По мере того как открывались новые морские пути и строились все более быстрые корабли, сухопутные караваны постепенно стали уходить в прошлое. Помимо этого, Китай утратил контроль над значительными участками Шелкового пути, а из Средней Азии через горы уже стал проникать ислам. Однако строительство пещер не прекращалось.
Охота за сокровищами. К началу XI века несколько западных регионов (часть современного Синьцзяна на западных границах Китая) были обращены в ислам, и буддийские монахи перенесли десятки тысяч манускриптов в маленькое боковое помещение, примыкавшее к большой пещере. Сделали ли они это из опасения вражеского вторжения? Сегодня трудно сказать. Так или иначе, помещение, известное сегодня как пещера №17, или пещера-библиотека, было опечатано и тщательно замаскировано росписями.
Содержимое древнего хранилища было обнаружено спустя девять столетий на рубеже ХХ века даосским монахом Ван Юаньлу, который по доброй воле охранял храмы-пещеры, не полностью засыпанные песком. В июне 1900 года, когда рабочие расчистили один из песчаных завалов, Ван обнаружил потайную дверь, ведущую в еще одну небольшую пещеру, битком набитую свитками. Несколько рукописей он отнес местным чиновникам, надеясь получить за них щедрое вознаграждение. Но вместо денег был приказ вновь запечатать тайник.
О библиотеке опять заговорили, лишь когда ею заинтересовались западные исследователи. Марк Аурель Стейн, ученый венгерского происхождения, по заданию британского правительства в Индии и Британского музея отправился в начале 1907 года в Дуньхуан через пустыню Такла-Макан. Путь ему указывали описания, сделанные в VII веке Сюань-цзаном. Стейн достиг цели, но Ван не подпустил чужестранца к сокровищам пещеры-библиотеки, пока тот не убедил монаха, что он такой же страстный почитатель Сюань-цзана. Большинство манускриптов составляли переведенные Сюань-цзаном буддийские сутры, привезенные им когда-то из Индии.
Много дней Стейн обхаживал Ван Юаньлу и много ночей вытаскивал свитки из пещеры. В Европу он увез 24 сундука с манускриптами и еще пять с фрагментами росписей и другими реликвиями. Это была одна из самых крупных добыч в истории археологии, за которую было заплачено всего 130 фунтов стерлингов. За свое рвение Аурель Стейн в Англии был посвящен в рыцари. В Китае о нем по сей день хранят недобрую память.
Трофеи Стейна открыли многоликий и многокультурный мир на десятках языков: китайском, тюркских, санскрите, тибетском, пали, согдийском и даже еврейско-персидском. Многие сутры были нанесены на уже использованную бумагу, сохранившую следы повседневной жизни в годы Великого шелкового пути: договора о продаже рабов, донесение о похищении ребенка и даже написанное по всем правилам этикета извинение за недостойное поведение в нетрезвом состоянии.
Одной из наиболее ценных находок стала так называемая Алмазная сутра – пятиметровый свиток, напечатанный с нескольких деревянных досок в 868 году. То есть почти на шесть веков, опередивший знаменитую печатную Библию Гуттенберга.
Вслед за Стейном в Дуньхуан пожаловали и другие непрошеные гости: французы, русские, японцы и китайцы. В 1924 году здесь появился американец – историк искусств Лэнгдон Уорнер, искатель приключений, возможно послуживший прототипом Индианы Джонса. Сраженный, как он после признавался, красотой пещер, Уорнер, однако, внес свой вклад в их разорение, сбив со стен с десяток фрагментов росписей и забрав из пещеры №328 статую коленопреклоненного Бодхисаттвы – совершенный образец искусства эпохи Тан. Все эти трофеи сейчас хранятся в Музее искусств Гарвардского университета.
В Китае, как и в Греции с Египтом, время от времени раздаются голоса, призывающие вернуть вывезенные из страны сокровища. В выпущенной специалистами Дуньхуанской академии книге о пещерах Могао есть отдельная глава – «Позорная охота за сокровищами». На Западе, в свою очередь, оправдываются тем, что европейские и американские музеи спасли эти бесценные произведения искусства. Останься росписи и манускрипты в Могао, возможно, они бы погибли в войнах и революциях, сотрясавших Китай в ХХ веке. Но, на чьей бы стороне ни была правда, факт остается фактом: рассредоточение шедевров Могао по музеям на трех континентах стало стимулом для появления новой области исследований – дуньхуанологии. Специалисты во всем мире работают над тем, как сохранить сокровища времен Великого шелкового пути.
Спасти и сохранить. Фань Цзиньши никогда не думала, что станет хранительницей пещер. В 1963 году, когда 23-летняя уроженка Шанхая приехала работать в Дуньхуанскую академию, она сомневалась, что задержится надолго в этом затерянном в пустыне месте. Конечно, пещеры Могао произвели на нее огромное впечатление, но Фань было трудно привыкнуть к местной еде и отсутствию элементарных удобств.
Затем, в 1966 году, грянула культурная революция – и маоистский режим стал беспощадно уничтожать буддийские храмы, произведения искусства, одновременно искореняя в Китае все чужеземное. Над пещерами Могао нависла смертельная опасность. Раздоры начались и в коллективе, где работала Фань. 48 человек разделились на десять враждующих группировок – и потянулась нескончаемая череда споров и взаимных обвинений. Но, несмотря на ожесточенные столкновения, все группировки сходились в одном: пещеры Могао неприкосновенны. «Мы наглухо заколотили все входы туда», – с улыбкой вспоминает Фань.
Почти полвека спустя эта миниатюрная женщина с коротко стриженными волосами с проседью возглавляет совсем иную культурную революцию. Сидя в кабинете, залитом полуденным солнечным светом, директор Дуньхуанской академии жестом указывает на серовато-коричневые скалы за окном. «Чего только не видели на своем веку эти пещеры», – говорит она и принимается в подробностях описывать тот вред, который нанесли им песок, вода, сажа и копоть от огня, соль, насекомые, солнечный свет – и туристы.
Сегодня Фань Цзиньши руководит командой из 500 человек, и уже в 80-х годах прошлого века она понимала, что Дуньхуанской академии пришлась бы очень кстати помощь зарубежных специалистов по консервации культурных объектов. Казалось бы, устроить это просто – но сотрудничество с иностранцами в том, что касается культурного наследия Китая, – больной вопрос. Власти еще помнят, как беспардонно вели себя иностранцы в пещерах Могао и сколько всего вывезли оттуда.
За окном кабинета небо, которое много дней подряд оставалось безоблачным, внезапно темнеет. Началась песчаная буря, и Фань вспоминает о первом проекте, который академия вела совместно с одним из своих партнеров – Институтом консервации Гетти (GCI). Чтобы предотвратить наступление песка, уже завалившего некоторые пещеры и повредившего росписи, Институт Гетти соорудил на дюнах над скалой наклонные ограждения. Это позволило наполовину снизить скорость ветра и на 60 процентов сократить проникновение песка в пещеры. Сегодня эта задача решается с помощью бульдозеров и рабочих, которым академия поручила засадить широкие участки растениями, способными выживать в пустыне.
Виртуальное Могао. Но наиболее кропотливая и трудоемкая работа ведется внутри пещер. Институт Гетти установил там измерители влажности и температуры, стал регулировать и поток туристов. Самый масштабный проект был осуществлен в пещере №85 эпохи Тан. Ученые на протяжении восьми лет трудились над разработкой особого раствора, чтобы закрепить фрагменты отделившихся от стен росписей.
Когда памятник столь древний, естественно, возникают проблемы. В пещере №260, датированной VI веком, – Институт искусства Курто при Лондонском университете использует ее в качестве «научно-исследовательской лаборатории» – китайские студенты с помощью специальных щеточек очистили поверхность трех небольших изображений Будды. Практически невидимые прежде, алые одежды Будды засверкали с новой силой. «Удивительно красивая роспись, – говорит Стивен Рикерби, специалист по консервации, координирующий этот проект. – Но мы испытываем двойственное чувство. Пыль содержит соли, разъедающие красочный слой, однако, удалив пыль, мы лишаем роспись защиты от света, под действием которого она тускнеет». Перед Фань Цзиньши тоже стоит проблема: как сохранить пещеры, чтобы их при этом увидело как можно больше людей. Число туристов, желающих посмотреть Могао, в 2006 году превысило полмиллиона человек и продолжает расти. Они принесли немалую прибыль академии, но влага от дыхания стольких людей может нанести росписям даже больший вред, чем природные факторы. Сегодня для осмотра доступны только 40 пещер, из которых одновременно могут быть открыты 10.
Один из возможных путей решения проблемы лежит в области цифровых технологий. Первым шагом в этом направлении стал поддержанный фондом Меллона (США) проект по созданию международного дуньхуанского архива: была проведена фотосъемка и оцифровка росписей в 23 пещерах. Затем академия запустила собственный многолетний проект, конечная цель которого – перевод в цифру росписей всех 492 пещер (на настоящий момент переведены 20). Параллельно международное сообщество ученых прилагает все усилия к тому, чтобы оцифровать рассеянные по миру свитки из пещеры №17.
Фань Цзиньши мечтает объединить цифровые архивы с Востока и Запада, чтобы полностью воссоздать пещеры в трехмерном изображении – но только не в Могао, а в новом комфортабельном туристическом центре, который предполагается построить в 24 километрах от него. Строительство пока находится на стадии планирования. Но Фань уверена в том, что воссоединение всех сокровищ Могао в одном месте, пусть даже виртуальном, станет гарантией того, что их великолепие никогда уже не исчезнет в песках безвозвратно.
|
| | | VaiNary Родственная душа
Сообщения : 8132 Корейчиков : 12829 Камсаамнида : 2816 Дата регистрации : 2011-09-10 Откуда : Украина
| Тема: Re: Китай в фотографиях и на видео Вс 07 Окт 2012, 07:05 | |
| 15-метровый Будда лежит в ожидании смерти, чтобы тихо и безмятежно перейти в состояние нирваны. А его последователи, изображенные на росписях стен вокруг его ложа, предаются горю. - Спойлер:
У песчаных холмов пустыни Гоби в Китае протекает река, оживающая в сезон дождей. Быть может, наличие воды сыграло свою роль в том, что именно эти места в IV веке буддисты выбрали для создания храмового пещерного комплекса. - Спойлер:
Пещеры Могао открыли для посещения в 1980 году, заменив большую часть деревянных фасадов на бетонные для устойчивости. Из миллиона туристов, приезжающих сюда, девять из десяти – китайцы. - Спойлер:
Пещера №57. Сияющие сусальным золотом драгоценности на изображении Бодхисаттвы Гуань-инь (VII век) создают иллюзию трехмерности – фигура кажется почти реальной. В индийском буддизме Гуань-инь изображалась как мужское божество, но в Китае со временем стала появляться в женском обличии, что отчасти объясняется существованием более древних китайских верований в богиню милосердия. - Спойлер:
Плавность контуров, естественность поз у изображенной здесь свиты Будды характерны для эпохи расцвета династии Тан. Образцы искусства из пещер, относящиеся к этому времени, – лучшие. - Спойлер:
Пещера № 98. В гроте X века стоят строительные леса – специалисты борются с вредным воздействием песка, соли, копоти, к которым добавилась еще и влажность от дыхания множества туристов. - Спойлер:
На дюнах вокруг пещер выкладываются соломенные решетки, чтобы защитить их от песчаных наносов. А со временем эти четырехкилометровые искусственные ограждения, сократившие наступление песка на 60 процентов, заменит «Великая стена» из растительности. Так, в отличие от других памятников на Шелковом пути, великие памятники Могао будут спасены от погружения в недра пустыни. - Спойлер:
Пещера №46. Облаченный в доспехи небесный страж VIII века, попирающий ногами демона-чужеземца, – проявление воинственной составляющей буддийской космологии. Но сегодняшние хранители пещер из Дуньхуанской академии готовы защищать их не менее бескомпромиссно. Как говорит глава академии Фань Цзиньши, «хотя пещеры и находятся в Китае, они принадлежат всему миру». - Спойлер:
Автор: Тони Лоу |
| | | VaiNary Родственная душа
Сообщения : 8132 Корейчиков : 12829 Камсаамнида : 2816 Дата регистрации : 2011-09-10 Откуда : Украина
| Тема: Re: Китай в фотографиях и на видео Вс 07 Окт 2012, 07:20 | |
| Сопровождаемые бакланами рыбаки на реке Лицзян. Округ Яншо, Гуанси-Чжуанский автономный район, Китай. Автор фото: Philippe Cap. - Спойлер:
|
| | | VaiNary Родственная душа
Сообщения : 8132 Корейчиков : 12829 Камсаамнида : 2816 Дата регистрации : 2011-09-10 Откуда : Украина
| Тема: Re: Китай в фотографиях и на видео Вс 07 Окт 2012, 07:26 | |
| Текст: Александр Грек Фотографии: Андрей Каменев National Geographic, июнь 2012 «Наши скалистые горы в Чжанцзяцзе чудные, а карстовые пещеры тоже чудные, – говорит нам не менее чудный школьный учитель Чжоу Юань-Чу, изучавший русский язык в Москве в далеком 1959 году и почти полвека не видевший русских, – нигде в мире вы не увидите таких обаятельных видов». Жители города Чжанцзяцзе, расположенного на северо-западе провинции Хунань, должны были бы поставить памятник Джеймсу Кэмерону, снявшему самый дорогой рекламный ролик о местных достопримечательностях – фильм «Аватар»: большинство красот планеты Пандора имеют реальные прототипы как раз в окрестностях этого китайского города. Впрочем, самих китайцев агитировать не надо – они уже давно считают скальный район Улинъюань – часть горной системы Улиншань – самым красивым местом на планете, называя его первым национальным геологическим парком в мире, а ЮНЕСКО присвоило району статус объекта Всемирного природного наследия. Местные жители уверяют, что более тысячи лет назад эти места посетил один из китайских императоров и, пораженный красотой, приказал проложить среди скал тропу – самый первый в мире туристический маршрут. Впрочем, сегодня, несмотря на то что «Аватар» посмотрело полпланеты, иностранных туристов тут почти нет: похоже, люди не верят, что такие места могут существовать в реальности. Не верят зря – реальность, пожалуй, сильнее фильма. - продолжение:
Горы, башни и столбы. «Надо сказать, что подобные скальные образования встречаются и в других уголках планеты. Достаточно вспомнить монастыри Метеоры в Греции и Красноярские столбы, – говорит заместитель директора по научной работе Естественнонаучного института Пермского университета профессор Николай Максимович. – Они сформированы различными геологическими процессами, основным из которых является выветривание – постоянно идущее разрушение и изменение горных пород под влиянием механического и химического воздействия атмосферы, грунтовых и поверхностных вод и организмов. В тех случаях, когда продукты выветривания уносятся водой и ветром, нередко возникают своеобразные формы рельефа, зависящие как от климатических условий, так и от свойств и строения горных пород. Неоднородность пород и неодинаковая устойчивость к выветриванию ведет к образованию останцов в виде изолированных плато, столбов, башен и так далее».
Своеобразие Улинъюаня во многом определено его историей. Геологический разрез территории – этакий слоеный пирог. В верхней части практически горизонтально залегают известняки пермского периода, ниже девонские кварцевые песчаники суммарной мощностью 500–600 метров, под которыми снова залегают известняки, уже кембрийские. Все это в далеком прошлом представляло собой морские осадки. Земная кора на планете находится в постоянном вертикальном и горизонтальном движении. Подъем ее в этом районе привел к тому, что образовавшиеся в море отложения вышли на поверхность и начали интенсивно разрушаться за счет выветривания. Этому во многом способствовало растрескивание и раздробление пород, поскольку подъем земной коры происходил неравномерно, с образованием своеобразных блоков. Как известно, известняки растворяются довольно быстро, поэтому их верхний слой сошел на нет, и медленно разрушающиеся песчаники образовали столбы.
Своей уникальностью Улинъюань обязан ряду природных факторов. Во-первых, этот район характеризуется теплым и влажным муссонным климатом. В год здесь выпадает около 1400 миллиметров осадков, а средняя температура составляет 16 градусов, что способствует выветриванию. Во-вторых, – значительная мощность и однородность горизонтально залегающих кварцевых песчаников обеспечила сохранность и значительную высоту столбов. В-третьих, интенсивные тектонические движения раскололи породы и образовали крайне густую сеть трещин самых разных направлений, которые постепенно расширялись за счет выветривания.
«Нам повезло, что мы можем любоваться этим живописным парком, так как в геологическом масштабе времени такие явления, как Улинъюань, крайне недолговечны», – объясняет Николай Максимович.
Семь подземных королей. Если кварцевым песчаникам мы обязаны каменным лесом, то лежащим выше и ниже известнякам – пещерами. В западной части Улинъюаня пещеры встречаются на высотах более 900 метров, а в восточной части на отметках ниже 400 метров. Здесь, например, расположена знаменитая 11-километровая четырехъярусная пещера Желтого дракона с тремя водопадами, один из которых имеет высоту 50 метров. В пещере огромное количество натечных образований, в том числе уникальный сталактит Святая игла, который при высоте 19,2 метра имеет диаметр всего 10 сантиметров.
Нелетающие нерыбы. Мы бредем среди утесов вдоль ручья, название которого, как мы только что узнали, переводится как «Ручей летающей рыбы». Наши объективы тут же зашарили по поверхности в поисках неизвестной науке диковины. Зря. Оказалось, это поэтическая метафора, просто в ручье много обычной рыбы. Но кроме нее в прозрачных водах у подножия скал живет редчайшее древнее животное – китайская исполинская саламандра, самое крупное земноводное на планете. Понятное дело, увидеть это чудо природы в ручье нереально. «Их вообще на Земле остались единицы», – бросает идущий с телеобъективом наперевес наш фотограф Андрей Каменев.
Позже мы наткнулись в Чжанцзяцзе на необычное заведение – Музей исполинской саламандры. Едва переступив порог, Каменев оторопел: в аквариумах и под стеклянным полом медленно двигались десятки метровых саламандр с огромными ртами, плоскими головами и маленькими немигающими глазками. Оказалось, в городке запускается целая фабрика по разведению этого, как выяснилось, редкого азиатского деликатеса. Ну а некоторое количество выращенных саламандр выпускается в ручьи, где они когда-то водились. Экзотическая модель спасения экзотического вымирающего вида.
|
| | | VaiNary Родственная душа
Сообщения : 8132 Корейчиков : 12829 Камсаамнида : 2816 Дата регистрации : 2011-09-10 Откуда : Украина
| Тема: Re: Китай в фотографиях и на видео Вс 07 Окт 2012, 07:30 | |
| Три самых высоких в мире лифта поднимают туристов на высоту 326 метров. - Спойлер:
Пещеры Улинъюаня не менее интересны, чем скальные образования. Самая большая – Пещера желтого дракона, площадь которой превышает 100000 квадратных метров. Внутри нее расположена целая подземная страна: 13 гротов, 98 галерей, 2 реки, 4 водопада и озеро, по которому плавает целая флотилия туристических корабликов. - Спойлер:
Растворенный в воде кальцит, вымываемый из известняков, высыхая на полу пещеры, образует причудливые травертиновые террасы. - Спойлер:
Неповторимыми пейзажи Улинъюаня делает сочетание живописных кварцевых пиков с буйной тропической растительностью, напоминающей гигантскую икебану. - Спойлер:
Кварцевый мост, протянувшийся над 300-метровой бездной, – редчайшее природное явление. Китайцы называют его «Небесным мостом», считая незаконченной работой горного духа. - Спойлер:
Китайская опера «Лесоруб и лисица» исполняется на открытой площадке между двумя скальными утесами. Ширина сцены 1,5 километра, глубина –10,5 (!) километра, высота – 300 метров. Во время представления буйволы по-настоящему пашут землю, герои летают в воздухе, дома плавают по воде. И все это – под прекрасную музыку, сопровождающую великолепное пение. - Спойлер:
Автор: Андрей Каменев |
| | | VaiNary Родственная душа
Сообщения : 8132 Корейчиков : 12829 Камсаамнида : 2816 Дата регистрации : 2011-09-10 Откуда : Украина
| Тема: Re: Китай в фотографиях и на видео Вс 07 Окт 2012, 07:31 | |
| Текст: Брук Лармер Фотографии: О. Луис Маззатента National Geographic, июнь 2012 В деревушке, затерянной в самом сердце Китая, близ города Сиань, зияет гигантский раскоп. На дне его три немолодые женщины собирают один из самых загадочных пазлов в истории человечества. Стриженная под пажа Ян Жунжун, очень живая и энергичная в свои 57 лет, повертев в мозолистых руках неровный обломок, находит для него идеальное место – все одобрительно кивают и смеются. Со стороны все это выглядит так, будто Ян и ее соседки придумали себе веселую забаву, чтобы скоротать часок-другой после обеда. На самом деле придумывать ничего не пришлось: головоломку им подбросила история. Эти женщины буквально по кусочкам собирают таинственную терракотовую армию – глиняных солдат, 22 века несших службу в погребальном комплексе первого китайского императора Цинь Шихуана. Этот правитель, в отличие от многих коллег по трону, по какой-то причине в загробный мир захватил с собой не слуг из плоти и крови, а тысячи воинов, музыкантов и акробатов, выполненных в натуральную величину из красноватой глины – терракоты. Свита его различается чертами лиц, костюмами, званиями, должностями, у них есть лошади и оружие. Одна проблема – почти все это превратилось в глиняные обломки. И именно эту проблему сейчас решают Ян Жунжун и ее помощницы, терпеливо собирающие воина из очередной груды черепков. Обычно на одну такую скульптуру уходит много дней кропотливой работы. Но сегодня воин был собран всего за несколько часов. «Никакого особого таланта у меня нет, – говорит Ян, разгадывающая такие головоломки с 1974 года – тогда ее односельчане, копая колодец в саду, впервые наткнулись на глиняную посуду и терракотовую мужскую голову. – Но почти каждый воин прошел через мои руки». За плечами этой женщины – возрожденная тысячная армия, которая пополняется день ото дня. - читать дальше:
Раскопки погребального комплекса ведутся несколько десятилетий, однако пока исследовано менее одного процента его огромной – 90 квадратных километров – площади. В 2011 году были начаты раскопки на двух склонах центрального могильного холма высотой 76 метров. Десять лет назад здесь обнаружили группу терракотовых акробатов и силачей, и новые поиски, как считает директор музея У Юнци, сулят «сенсационные находки».
Археолог Шэнь Маошэн ведет меня по узкой траншее в северной части самого знаменитого сианьского раскопа, известного как склеп №1. На красноватом грунте под ногами разбросаны любопытные предметы, напоминающие терракотовые рюкзаки. На самом деле это глиняные колчаны, из которых все еще торчат бронзовые стрелы. Мы с Шэнем проходим мимо недавно найденной колесницы – вернее, того, что от нее осталось, – и останавливаемся перед пластиковым занавесом. «Показать вам настоящие находки?» – спрашивает он.
За занавесом скрывается остов метрового щита со сколотыми краями. Древесина давно сгнила, но замысловатый орнамент щита и его густые сочные краски – зеленая, красная, белая – четко отпечатались в грунте. Рядом покоится целый и невредимый военный барабан, обтянутый кожей. Складки на коже превратились в хитросплетение тончайших малиновых линий. Вместе с отпечатками шелковых и льняных тканей искусной работы эти находки дают нам представление о расцвете искусств и ремесел во времена династии Цинь и о радужной палитре той эпохи.
Музей терракотовой армии в Сиани – это толпа однотонных коричневых воинов. А ведь когда-то армия ослепляла буйством красок – так повелел правитель, чьи грандиозные амбиции простирались далеко за пределы земного царства. Цинь Шихуан стал первым императором, объединившим Китай под властью одной династии. Он правил с 221-го по 210 год до нашей эры и за это время успел свершить немало. Этот тиран и реформатор унифицировал национальную письменность, систему мер и денежных единиц. Он объединил несколько местных защитных сооружений, сделав их грандиозной Великой Китайской стеной. За государственными делами Цинь Шихуан не забывал и с размахом готовиться к жизни загробной. Причем его армия глиняных солдат и коней совершенно не походила на траурную процессию – разве могут вызывать мрачные ассоциации яркие всполохи красного и зеленого, пурпурного и желтого?
Но, увы, из всего этого красочного великолепия мало что выдержало испытание временем. А когда статуи стали извлекать наружу, археологи лишь беспомощно разводили руками – пережившие подземный плен остатки красок мгновенно будто истаивали в сухом воздухе Сиани: при попадании на воздух лак на краске начинал трескаться уже через 15 секунд и полностью отслаивался за 4 минуты.
В 1985 году в склепе №1 стряслась беда. Рабочий украл голову воина – и поплатился за это своей собственной головой. Раскопки приостановились на долгие годы – зато за это время китайские ученые совместно со специалистами из Баварского государственного управления по охране памятников культуры в Германии придумали, как спасти красочное облачение терракотовой армии с помощью особого вещества, полиэтиленгликоля.
Теперь археологи, едва обнаружив раскрашенный фрагмент, опрыскивают его раствором, а затем оборачивают пленкой, чтобы удержать защитную влагу. Метод работает. Фортуна вообще повернулась к ученым: за три последних года они обнаружили более сотни статуй, в том числе частично раскрашенных – у некоторых из воинов черные волосы, розовые лица, черные или карие, то есть коричневые, глаза. Лучше всего сохранились статуи на самом дне раскопа: их сберег слой грязи.
Самые яркие цветные фрагменты отправляют на исследования вместе с окружавшим их грунтом. Дело в том, что прилегающая к глиняным черепкам почва «скопировала» многие ныне уже утраченные цвета – как оказалось, на грунте древние краски держатся гораздо лучше, чем на глазури. «Для нас земля тоже артефакт», – говорит Жун Бо, глава химической лаборатории музея. Он участвовал в изобретении вещества, которое закрепляет грунт, сохраняя на нем красочный слой. Теперь надо найти способ переносить эти краски обратно на статуи – и тогда воины предстанут перед посетителями музея в своем истинном цвете.
А на дне склепа №1 Ян Жунжун потуже затягивает ремни, скрепляющие восстановленного воина. Его голова все еще обернута пленкой, сквозь которую можно разглядеть остатки розовой и красной краски – следы былого великолепия терракотового воинства. Ученым также удалось сохранить пигмент, придающий коже глиняного солдата теплый телесный оттенок.
На теле воина полным-полно сколов и трещин. Прежде ученые стремились тщательно заштукатурить все повреждения – но сегодня, когда исторической достоверности придается особое значение, ряды новых воинов, выстраивающихся в западной части раскопа, выставляют свои изъяны напоказ. Каждой из этих статуй коснулись умелые руки Ян Жунжун. «Не бог весть какой подвиг», – скромно улыбается она. И с этими словами простые деревенские женщины возвращаются к головоломке, которую разгадывают с таким же терпением и упорством, с каким когда-то возделывали сад, росший на месте нынешних раскопок.
|
| | | VaiNary Родственная душа
Сообщения : 8132 Корейчиков : 12829 Камсаамнида : 2816 Дата регистрации : 2011-09-10 Откуда : Украина
| Тема: Re: Китай в фотографиях и на видео Вс 07 Окт 2012, 07:33 | |
| Поблекшая рука пехотинца До наших дней дошли лишь бледные следы того фейерверка красок, который являла собой терракотовая армия 22 века назад. Тем не менее и эти следы – кладезь знаний об истории одежды, оружия и доспехов. Судя по данному фрагменту, древние китайские доспехи – это кусочки кожи, скрепленные красной тесьмой. Рука воина сжимает невидимое оружие. - Спойлер:
Как собирали великую армию Чтобы вылепить лицо воина, скульптор выбирал одну из нескольких десятков форм. Затем он добавлял детали: в его арсенале имелись разные прически, уши, брови, усы и бороды. Тело лепилось отдельно и тоже представляло собой комбинацию стандартных элементов. При взгляде на строй таких воинов создавалось впечатление бесконечного разнообразия – как будто и правда стоят живые люди. - Спойлер:
Непаханое поле Присев на корточки возле новых находок, Ян Цзин’и очищает их от грунта, прежде чем отправить на реставрацию. Раскопки идут полным ходом, и археологи подбираются все ближе к центральному могильному холму, где, без сомнения, их ждет масса сюрпризов. - Спойлер:
Автор: О. Луис Маззатента |
| | | | Китай в фотографиях и на видео | |
|
Похожие темы | |
|
| Права доступа к этому форуму: | Вы не можете отвечать на сообщения
| |
| |
| |