|
| Мифы и легенды Поднебесной империи | |
| |
Автор | Сообщение |
---|
VaiNary Родственная душа
Сообщения : 8132 Корейчиков : 12829 Камсаамнида : 2816 Дата регистрации : 2011-09-10 Откуда : Украина
| Тема: Мифы и легенды Поднебесной империи Пн 19 Дек 2011, 17:05 | |
| Китайская богиня Нюйва Нюйва изображалась в виде фигуры с головой и руками человека, и с телом змеи. В китайской транскрипции её имя читается как «Ню Гуа» (женщина Гуа), где Гуа обозначает некое улиткообразное существо. Согласно древнекитайским воззрениям, некоторые моллюски, насекомые и рептилии, способные менять кожу или панцирь (домик), обладают силой омоложения и даже бессмертия. Поэтому и Нюйва (женщина Гуа), переродившись 70 раз, преобразовала этими своими изменениями Вселенную, а образы, которые она принимала в своих перерождениях, дали начало живущим на земле существам. Божественность Нюйвы была так сильна, что даже из её внутренностей (кишечника) родились 10 божеств. Создание человечества также являлось заслугой Нюйвы. Ей же принадлежит и разделение людей на высших и низших. Те, кто были вылеплены руками богини из жёлтой глины (жёлтый цвет в Китае — цвет небесного и земного императоров) и их потомки образовали впоследствии правящие классы в стране. Те, кто появился из кусков глины и грязи, разбросанных Нюйвой с помощью верёвки — это крестьяне, рабы и прочие подчинённые. Согласно другим мифам, Нюйва спасла Землю от гибели во время светопреставления, когда небесный огонь и потоп могли уничтожить всё живое. Богиня собрала разноцветные камни, расплавила их и залепила небесные дыры, через которые на землю изливались вода и огонь. Затем она обрубила ноги гигантской черепахе, и этими четырьмя ногами, как столбами, укрепила небосвод. Тем не менее небосвод несколько покосился, земля ушла вправо, а небо влево. Поэтому и реки в Поднебесной текут на юго-восток. Богиня Нюйва и её брат Фуси считаются первой божественной супружеской парой. Изображаются они обычно с переплетёнными змеиными хвостами, в головных уборах или халатах, обращённых лицом друг к другу, или отвернувшимися. Знаком Нюйвы (который она держит в руках) является компас. В её честь строились храмы, где во втором месяце весны приносились обильные жертвы и устраивались праздники в её честь, как богине любви и бракосочетаний. Впоследствии образы Нюйвы и Фуси высекали также на надгробных плитах для защиты могил. (с) википедия |
| | | Гость Гость
| Тема: Re: Мифы и легенды Поднебесной империи Чт 14 Июн 2012, 18:33 | |
| Китай — огромная и самая населенная страна в мире. Его история и культура насчитывают много тысячелетий. Китайские (а вернее — древнекитайские) мифы не только существовали, но и уже были письменно запечатлены еще 1 400 лет до нашей эры в трактате «Шуцзин» («Книга истории»). Но наиболее значительным по количеству и составу мифов можно считать сочинение «Книга гор и морей» («Шань хай цзин»), существующее с IVвека до н.э. - Спойлер:
Как и многие другие древние народы, китайцы в своей мифологии производят все существующее на Земле от первобытного хаоса Хунъ-тунъ, который и породил из своей темноты прародителей - Пань-гу (первого человека, котрый воспринимается как именно первопорядок) и Нюй-ва (полуженщину-полудра-кона, Всеобщую Мать). Первый сотворил вселенную и явления природы, а вторая - богов, героев и человека. Образы Пань-гу и Нюй-ва в разных источниках трактуются показному. Несомненным считается, что самозародившийся в похожем на куриное яйцо хаосе Пань-гу рос около 18 тысяч лет, по мере своего роста отделяя небо от земли давая жизнь дню и ночи, ветру и молнии и т. д. Когда он умер, то все части его тела стали основой мироздания - один глаз превратился в солнце, а другой в луну, его руки и ноги стали горными вершинами, волосы - деревьями и травами, плоть - почвой, кровь -реками и т.д. По одной из версий, людьми стали насекомые, обитавшие на теле Пань-гу, по другой версии, людей создала из глины прародительница Нюй-ва. Одна из ее великих заслуг в том, что она не дала небу упасть па землю, а подперла его отрубленными у черепахи ногами. Нюй-ва почитается также как богиня бракосочетания и плодородия. По некоторым сведениям, она в течение одного лишь дня претерпевала до семидесяти превращений, а из ее внутренностей появились боги Китая. Широкое pacпространение имели также мифы о герое Фу-си, ставшем потом мужем Нуй-вы - он дал людям огонь и научил их добывать пищу в лесах и реках; о потопе; о мировом древе; о четырехглазом создателе письменности Цаи-цзе; о духах воды, огня и т. д. Китайские поэты на протяжение многих поколений не только воспевали, но и видоизменяли образы героических предков, в результате чего возникли самые разнообразные толкования одних и тех же действий и событий. В этом ряду - образ охотника на слонов Шуня, образ бога войны Чи-ю, образ мифического стрелка из лука И... Китайскую мифологию по этапам и системам принято подразделять на древнекитайскую, мифологию даосизма, буддийскую и позднюю народную, основанную, как правило, па местных культах, герои которых народной фанта-зией превращались в божеств. |
| | | Гость Гость
| Тема: Re: Мифы и легенды Поднебесной империи Чт 14 Июн 2012, 20:40 | |
| - Спойлер:
Важное значение для понимания китайской мифологии имеют представления о пяти звёздных дворцах (гун): срединном, восточном, южном, западном и северном, которые соотносятся с символами этих направлений: четырмя священными животными Китая. Каждый из них представляет одну сторону света, одну четверть зодиакальной полосы неба, и одно время года, и каждый обладает собственными свойствами и происхождением. Они описываются во множестве исторических китайских и корейских мифах и рассказах, а также появляются в современной японской манге и анимаци. Считается, что одним из источников традции 4-х священных животных, исполненных мудростью, было «Описание правил приличия и церемоний» («Лицзи») — трактат, приписываемый Конфуцию. Историки полагают, что эта традиция представляет собой слияние четырёх мудрых существ и идеи четырёх духов, которым люди приносили жертвоприношения со времен династии Чжоу для защиты от нападения с четырёх сторон. Все четыре знака зодиака соотнесены со стихиями системы У-син. Каждый из священных зверей содержит по 7 созвездий, что вместе дает 28 знаков, которые адаптируются к 12-ти привычным. 1.Лазоревый (сине-зеленый) дракон (青龍 - Цин Лун), Восток – Дерево. Родившиеся весной. Ассоциируется с красотой и мощью, процветанием и развитием, счастьем и удачей, с богатством и властью. Духовный символ подъема, лидерства, плодотворности творчества, новаторства, оставление следа в истории. Янский символ – светлый мужественный. - Спойлер:
Лазоревый Дракон является символом восточной области Неба. Включает 7 мелких созвездий: Цзюэ «Рог» и Ган «Шея» - Шру-Син (звезда долголетия) соответствует Рыбам – «Дракон манипулирования». Тянь ди «Основа», Фан «Дом» и Синь «Сердце» – Да-хо (Великий огонь) соответствует Овну – «Дракон очага». Вэй «Хвост» и Цзи «Корзина» – Си-му (Ограда) соответствует Тельцу – «Дракон защиты». - Спойлер:
Изображения этого дракона обнаружены на керамике 6000-4000 лет до н.э., что свидетельствует о синхронности возникновения этого образа с возникновением самой китайской культуры. Цин-луна изображали в древности на знамёнах и несли с восточной стороны. Извивающийся в облаках, он сыплет чудесными, источающими пламя, жемчужинами, золотом, серебром, кораллами в "вазу, собирающую сокровища", само его тело покрыто вместо чешуи золотыми монетами. Миф гласит, что Цин Лун, поднявшийся из вод Хуанхэ, натолкнул мудреца Фу Ши на открытие символов, которыми можно было бы описать сразу все существующие философские понятия. Так появились обозначающие все процессы и предметы, символы ян и инь, «Книга перемен», концепция ба-гуа (8 триграмм) и фэн-шуй 2.Красная птица (朱雀 - Чжу Няо, Чжу Цяо) или Феникс (鳳凰 - Фэнхуан), Юг – Огонь. Родившиеся летом.
Ассоциируется с благим предвестием, интуицией, внутренней концентрацией. Миротворчество, процветание, человеколюбие, героизм, верность, справедливость, страстность. Великолепие и красота. Продолжение рода, семейственность. Иньский символ – светлый женственный. - Спойлер:
Включает 7: Цзин «Колодец» и Гуй «Души предков» – Чунь Шоу (Голова Феникса) - соответствует Близнецам – «Чтимый Феникс». Лю «Изгиб», Ци-син «Семь звезд» и Чжан «Лук» – Чунь Хо (Огонь Феникса) - соответствует Раку – «Взрывающийся Феникс». И «Крыло» и Чэнь «Колесница» - Чунь Вэй (Хвост Феникса) – соответствует Льву – «Смелый Феникс». - Спойлер:
Чжу Няо родоначальник династии Мин. У этой птицы «клюв петуха, зоб ласточки, шея змеи, на туловище узоры, как у дракона, хвост рыбы, спереди как лебедь, сзади как единорог Ци Линь, спина черепахи». Рост её достигает трёх метров. Появление Б.-х. устрашало всякую нечисть и одновременно рассматривалось как знак прогресса мирных наук. Существуют многочисленные изображения на могильных рельефах рубежа и начала н.э. Встречалась на гадательных надписях (ок. 15 в. до н. э.). Изображалась на военных знаменах, несли с южной стороны. 3.Белый тигр (白虎 - Бай Ху), Запад - Металл. Родившиеся осенью. Соединяет в себе противоположные начала. Перемены, видоизменение, гуманность, чувство долга. Вместе с тем, свирепость, агрессивность, капризность, изменчивость. Властность и сила. Темное женское начало инь . - Спойлер:
Согласно древнекитайской астрономии и астрологии, ему соответствует «Западный дворец Неба», включающий в себя: Куй «Скипетр» и Лоу «Оковы» – Сян-Лоу (Жнецы) – соответствует Деве – «Цепкий белый Тигр». Вэй «Желудок», Мао «Гнездо утки», Би-сю «Сеть» – Да-лян (Болото) – соответствует Весам – «Практичный белый Тигр». Цзуй «Голова Тигра» и «Шэнь Заслуги» – Ши-чэнь (вечные борцы) – соответствует Скорпиону – «Тщеславный белый Тигр». - Спойлер:
Страж страны мертвых - зверь должной справедливости, являющийся белой тигрицей с черным узором (вэнь) и хвостом длиннее туловища, питающийся мясом неубитых и не едящий живых существ». Гадатели и прорицатели считали появление Бай Ху признаком «гуманного правления». С середины 1000 стал атрибутом ритуального облачения императора и высших сановников. Изображался в местах захоронения около 433 до н.э. Вместе с Цин Луном воспроизводит архаическое деление пространства и времени надвое (восток–запад: дун-си, весна–осень: чунь-цю). 4.Чёрная черепаха или Черный воин (玄武 - Сюань У), Север - Вода. Родившиеся зимой. Ассоциируется с борьбой духовной и физической. Аскетизм, самосовершенствование, раскрепощенность или наоборот замкнутость, справедливость. Гордость, желание опередить всех, стать иконой современности. Темное мужское начало – ян. - Спойлер:
«Северный дворец неба» включает также 7 созвездий: Тянь-гуань «Ковш» и Цань-ню «Воловод» - Син-цзи (Звезда памяти) – соответствует Стрельцу – «Целеустремленная черная Черепаха». Нюй «Дева», Сюй «Пустота» и Цзя-ву «Идол» - Сюань-Сяо (Пустыня) – соответствует Козерогу – «Одинокая черная Черепаха». Ин-ши «Постройка» и Дун-би «Стена» - Цзуй Цзы (Рот Рыбы) – соответствует Водолею – «Красноречивая черная черепаха». - Спойлер:
«Темная воинственность». Согласно одному из даосских преданий, Сюань-у родился у жены князя страны Цзинлэго («страна чистой радости») после того, как она во сне проглотила солнечный луч. Через 14 месяцев она родила мальчика, который не пожелал наследовать престол отца, а решил посвятить себя самосовершенствованию,поклявшись искоренить на земле всю нечисть. Когда Сюаньу начал свой путь обучения, ему открылось, что он должен искупить все свои прошлые грехи, чтобы стать богом. Он промывал желудок и кишечник в реке. Вымытые из его внутренностей, его грехи приняли тёмную, чёрную форму. Они воплотились как чёрные черепаха и змея, которые стали терроризировать людей. Когда Сюаньу понял это, он вернулся и победил свои грехи, после чего они стали его слугами. После 42 лет отшельнической жизни на горе Уданшаиь (провинция Хубэй) он средь бела дня поднялся в небо. Юй-ди, прослышав о его воинственности и мужестве, поручил ему ведать севером и искоренять всю нечисть в Поднебесной. Сюань-У спустился в мир людей и за семь дней уничтожил на земле всех оборотней и бесов. В китайских текстах поясняется, что понятие «Сюань-У» сложилось в связи с представлением о цвете земнего ночного неба - чёрный с красным оттенком и о черепахе, как существе с панцирем-бронёй («у», означает «воинственность»). Черепаха, перевитая змеей, изображалась на северной стороне погребальных сооружений (эпоха Хань, кон. 3 в. до н. э. - нач. 3 в. н. э.), а в более ранние времена - на чёрном флаге, который во время походов несли позади войска в северной части. 5-ый священный зверь, не входящий в систему знаков — Жёлтый дракон (黃龍 - Хуан Лун) — Земля |
| | | Гость Гость
| Тема: Re: Мифы и легенды Поднебесной империи Вс 17 Июн 2012, 19:12 | |
| Боги Китая.
Бог Гуаньди - Спойлер:
Гуаньди, Гуань Юй, Гуань Юньчан, в китайской мифологии бог войны, бог богатства, а также покровитель чиновников. Согласно мифу Гуаньди прославился тем, что отвращал демонов. Предполагается, что у Гуаньди имелся реальный прототип - военачальник Гуань Юй или Гуань Ё, живший в III в. н.э. в смутные времена на закате правления Ханьской династии. Он прославился неистовой силой, военной доблестью и верностью своеву правителю Лю Бэю. Во время войны он попал в плен и был казнен, так как отказался предать государя. Позднее героя канонизировали за множество заслуг и официально признали богом в XVI в. Древние едставляли его себе в виде гиганта в зеленом одеянии, с длинной бородой и красным лицом, нередко рядом с боевым конем и в полном боевом облачении. |
| | | Гость Гость
| Тема: Re: Мифы и легенды Поднебесной империи Вс 17 Июн 2012, 19:21 | |
| Бог Лэйгун - Спойлер:
Лэйгун ("громовник"), в китайской мифологии бог грома. У него тело дракона, человечья голова, и он бил по своему животу, как по барабану. Лэйгуна часто изображали с черными крыльями летучей мыши, с птичьими когтями и головой, синим человеческим туловищем. Бог был одет обычно только в штаны, па плечах — связка барабанов, в правой руке — деревянный молоток, которым громовник Лэйгун бьет по ним. Лэйгун путешествовал в повозке, в которую были впряжены баран и свиньи. Крылатый бог бил в барабаны и насылал молнии. Лэйгун почитался как бог, помогающий людям, поскольку был связан с божествами дождя, от которых зависел урожай. Бог Паньгу Паньгу, Паньку, в китайской мифологии первопредок, порождение животворных сил вселенной инь и ян. В мифе о рождении Паньгу повествуется, что на заре времен вселенная представляла собой некое подобие содержимого куриного яйца. По мере роста Паньгу, в течение долгих 18 000 лет, светлое начало, белок (ян), образовало небо, а мутное, желток (инь), — землю. Чтобы небо и земля не соединились вновь, Паньгу встал между ними, головой подпирая небо, а ногами ступая на землю. В течение 18 000 лет расстояние между небом и землей каждый день увеличивалось на 3 метра. С такой же скоростью рос Паньгу. Наконец он, увидев, что земля и небо уже не соединятся, умер. Дыхание Паныу стало ветром и облаками, голос — громом и молнией, левый глаз — солнцем, а правый — луной. Руки, ноги и туловище образовали четыре стороны света и горы, из крови и вен возникли реки и дороги. Плоть стала деревьями и почвой, волосы на голове и борода — звездами небесными, волосы на теле — травой и цветами. Из зубов и костей образовались металлы и камни, из пота — дождь и роса, из костного мозга — жемчуг и нефрит. И наконец, вши и иные паразиты, жившие на его теле, превратились в людей. Согласно одной из поздних версий, смена дня и ночи происходит, когда Паньгу открывает и закрывает глаза. Другая версия мифа повествует о том, что Паньгу родился из пяти основных элементов и сотворил небо и землю резцом и молотом. Поэтому Паньгу чаще всего изображали с топором и зубилом в момент отделения им неба от земли. Фуси, Паоси, Баоси ("устроивший засаду на жертвенных животных"), в китайской мифологии первопредок и герой, брат и супруг Нюйвы. Древние полагали, что Фуси правил небом, а Нюйва — землей. В одном из популярных мифов говорится о том, как в давние времена крестьянин засадил в клетку бога грозы Лэйгуна, и на земле тотчас прекратились дожди. Когда на следующее утро человек отправился на базар за приправами, чтобы приготовить блюдо из бога грозы, его дети, девочка и мальчик, нарушили строжайший отцовский запрет, дали пленнику воды. Он снова стал могучим и вырвался из клетки. В благодарность бог оставил детям свой зуб и велел посадить его в землю. Через несколько часов из зуба выросла огромная тыква. Начался сильный дождь, и вся земля скрылась под водой. Дети спаслись в тыкве, а отец построил лодку. В ней он вместе с водой поднялся до небес и попросил властителя неба прекратить потоп. Бог внял его мольбам; вода исчезла, лодка разбилась о землю и человек погиб. Дети остались живы, так как тыква смягчила их падение. Их, единственных переживших страшный потоп, называли Фуси. Повзрослевший юноша предложил сестре стать его женой и родить детей. Сначала она решительно отказывалась, но затем уступила при условии, что он сумеет догнать ее. Так возник древний китайский брачный обычай: жених должен догнать невесту. Впоследствии эта женщина приняла имя Нюйва. Согласно другой версии предания, и мужчина и женщина хотели пожениться и иметь детей, но должны были получить разрешение богов, так как брак брата и сестры является кровосмешением. На вершине горы каждый из них разжег костер и дым костров соединился; Фуси и Нюйва посчитали это добрым знаком, и вскоре Нюйва родила кусок плоти. Фуси топором разрубил его на множество маленьких кусков и по лестнице взобрался с ними на небо. Однако резкий порыв ветра разнес куски плоти по всей земле. Упав, они превратились в людей. Таким образом на земле появился человеческий род. |
| | | Гость Гость
| Тема: Re: Мифы и легенды Поднебесной империи Вс 17 Июн 2012, 19:23 | |
| Шэньнун ("божественный земледелец"), в древнекитайской мифологии бог земледелия. Считалось, что у него змеиное тело, человечье лицо, бычья голова и нос тигра; цвет кожи — зеленый (цвет растительности). Когда Шэньнун родился, в земле вдруг появились 9 колодцев, а с неба дождем выпало просо. Шэньнун признан первым врачевателем — он готовил отвары из целебных трав. Умер Шэньнун, проглотив стоножку, каждая нога которой превратилась в червя. Юйди Юйди ("нефритовый государь"), в китайской мифологии верховный владыка, которому подчинялась вся вселенная: небеса, земля и подземный мир, все божества и духи. Древние представляли его себе сидящим на троне в великолепном императорском халате с вышитыми драконами, в царском головном уборе, с непременной нефритовой дощечкой в руке. Дворец императора находился на самом высоком, 36 небе, откуда он и управлял всем сущим, а у ворот дворца в качестве привратника стоял святой Ван Лингуань. Считалось, что супругой императора была богиня шелководства Матоднянь; его дочь Цигунянь ("седьмая девица") была весьма популярным персонажем сказок и верований. Например, ее дух девушки вызывали, гадая на суженого. Юйди, великому государю, который обладал даром перевоплощаться и менять свой облик 72 способами, было посвящено множество храмов. |
| | | Гость Гость
| Тема: Re: Мифы и легенды Поднебесной империи Вс 17 Июн 2012, 19:26 | |
| Майтрея ("связанный с дружбой"), в буддийской мифологии бодхисатва и будда грядущего, который появится в конце нынешнего буддистского века. Культ Майтреи широко распространен в тибетском буддизме. Согласно одному из преданий, Асанга (VI в.), ученый, мудрец и основатель школы йогачара, которая учит, что все сущее это "только сознание", воспринял учение от самого Майтреи. Асанга, стремящийся достичь духовного озарения, предавался медитации, призывая Майтрею. Шли годы, аскет не достиг цели, вышел из пещеры и увидел пса, страдающего от пораженной червями раны. Асанга собрал червей и, жалея их, предоставил для еды собственное тело. Но тут собака обернулась Майтреей, который объяснил Асанге, что состраданием тот достиг желанного духовного озарения. Считается, что Майтрея обитает в небе тушита, где ждет времени своего вступления в качестве будды в мир людей. Он родится, когда длительность жизни людей достигнет 84 000 лет и весь мир будет находиться под управлением справедливого буддийского правителя. Культ Майтреи был популярен в странах Центральной Азии, в Гималаях и Тибете, где в его честь сооружено много гигантских статуй. Майтрею изображали сидящим на троне "на европейский лад", он золотого цвета, рядом с Майтреей изображают колесо дхармы, ступу и вазу. |
| | | Гость Гость
| Тема: Re: Мифы и легенды Поднебесной империи Сб 30 Июн 2012, 05:47 | |
| Богиня Си Ванму Си Ванму ("владычица Запада"), в китайской мифологии чудовище с человеческим лицом, зубами тигра и хвостом леопарда, которое правит демонами болезней и известно как божество эпидемий; однако позже Си Ванму предстает как прекрасное воплощение женского начала, обладательница снадобья бессмертия, правительница западного рая бессмертных в горах Куньлунь. Си Ванму изображалась красивой женщиной в придворном одеянии, иногда верхом на журавле. Она обитала в девятиэтажном дворце из жадеита, окруженном золотой стеной более двух тысяч километров длиной. Бессмертные мужчины жили в правом крыле ее дворца, женщины — в левом. Богиня Чан Э
Чан Э, в китайской мифологии богиня луны, жена стрелка И. Согласно мифу, она тайком от мужа приняла снадобье бессмертия, которое он получил от "владычицы запада" Си Ванму, и унеслась на луну, оставив на земле мужа ожидать неминуемой смерти. Там Чан Э превратилась в жабу-чань (которую обычно изображали трехлапой), по некоторым источникам, толкущую в ступе снадобье бессмертия. Считалось, что на луне вместе с богиней живет и Юэту, "лунный заяц". Вероятно, образ Чан Э связан с образом древней богини луны по имени Чанси. - Спойлер:
Последний раз редактировалось: dimila (Вс 22 Июл 2012, 03:16), всего редактировалось 1 раз(а) |
| | | Гость Гость
| Тема: Re: Мифы и легенды Поднебесной империи Чт 05 Июл 2012, 08:11 | |
| Персонаж, очень часто встречающийся в китайских мифах и легендах - Стрелок И. Xoy И ("божественный стрелок"), в китайской мифологии сын верховного божества, стрелок, который совершил много отважных поступков: поразил стрелами девять солнц; получил от Си Ванму эликсир бессмертия; подчинил ветры, опустошавшие империю. Когда на небе одновременно появились десять солнц, великий бог дал И красный лук и колчан с белыми стрелами, чтобы тот усмирил светила, иссушающие плодородные земли. Стрелок И выпустил в небо стрелу за стрелой и каждый раз одно из солнц исчезало, а на землю падал трехногий ворон. Так на небе осталось одно солнце, а И убил диких зверей и чудовищ, пожиравших людей. На земле воцарились мир и порядок, и все славили И. Божественный стрелок вместе с женой Чан Э поднялся на небо, но, к его удивлению, бог приказал им вернуться на землю. Стрелок И был счастлив, а Чан Э, боясь смерти, заставляет супруга пойти к "владычице запада" Си Ванму за эликсиром бессмертия. Богиня дает им снадобье, которого достаточно, чтобы стать бессмертными. Однако Чан Э тайком выпивает эликсир и улетает на луну, а И приходит в отчаяние: ведь он, смертный, непременно должен расстаться с жизнью. Согласно одному из мифов, И убил его любимый ученик, Фэнмэн. По другой версии, боги простили И, вернув его на небо. - Спойлер:
|
| | | Гость Гость
| Тема: Re: Мифы и легенды Поднебесной империи Вс 22 Июл 2012, 03:24 | |
| Чжун Куй ("палица"), в поздней китайской мифологии повелитель демонов. Его обычно рисовали красной краской, ловящим демонов, а рисунок затем вывешивали с магическими целями. Изображения повелителя демонов Чжун Куя было принято наклеивать на обе створки двери, так что он выполнял обязанности бога дверей. Считалось также, будто Чжун Куй вершит правосудие над душами умерших. Не секрет, что многие китайские поверья и легенды распространялись и в Японии, причем герои этих сказаний настолько вживались в японскую действительность, что становились неотделимой частью японского фольклора. Так, среди китайских героев известен Чжун Куй или Сёки (鍾馗), как звали его в Японии. Легенда гласит, что однажды китайский император Сюань-цзун династии Тан заболел страшной болезнью, и ни один лекарь не мог вылечить его. В бреду ему привиделся сон, в котором маленький злобный черт пытался своровать флейту его прекрасной супруги Ян-гуйфэй. (Кстати, Ян-гуйфэй была одной из «четырех великих красавиц древности», она была настолько красива, что от ее прикасания цветы смущенно закрывались, а стебли склонялись вниз.) Обессиленный император был не в состоянии остановить вора и в отчаянии закричал: «Есть ли кто рядом?!». И тут, откуда ни возьмись, появился огромный бородатый демон со сверкающими глазами, который с невероятной легкостью проглотил маленького черта. «Кто ты?», - спросил его до смерти напуганный император. И демон отвечал: «Мое имя Чжун Куй. Я не смог сдать экзамены на службу при императорском дворе и от стыда покончил с собой прямо перед воротами дворца. Однако император устроил мне пышные похороны, и я в благодарность решил вернуться в этот мир демоном и защищать людей от злых духов». Кстати, нельзя не отметить, что Чжун Куй на самом деле блестяще сдал все экзамены, но тогдашний император Гаоцзу отказался от него, испугавшись его уродливой внешности, что привело к последующему суициду. Очнувшись ото сна, Сюань-цзун на удивление всем быстро поправился от болезни и приказал изобразить Чжун Куя на картине так, как он видел его во сне. С тех пор появилось поверье о Чжун Куе, как о защитнике от всякой нечисти и болезней. И по сей день изображения с этим «охотником на привидений» украшают стены домов китайцев и японцев, а его статуи устанавливаются на крышах. Существует и японская легенда, связанная со статуей Чжун Куя. В городе Киото в период Эдо одна женщина страдала от неизвестной болезни. Врач, который потерял всякую надежду излечить ее, во время очередного осмотра заметил, что на черепице крыши соседнего дома изображен демон. «А вдруг», - подумал врач, - «болезни, от которых защищает этот демон соседей, переходят на эту несчастную женщину». Но попросить их убрать его было неловко, и тогда он приказал слепить из глины статую Чжун Куя и расположить ее так, чтобы его устрашающие глаза смотрели прямо на этого демона. Говорят, что после этого женщина излечилась от недуга. Возможно эта история и положила начало традиции устанавливать на крыше статую Чжун Куя в городе Киото. Дело в том, что в период Эдо глиняная черепица, которая до этого была атрибутом богатых людей, вдруг подешевела и стала по карману даже беднякам. Поэтому на крышах домов и храмов стали то и дело появляться изображения различных демонов-охранников, и чтобы защитить свой дом от несчастий, которые как от зеркала отражаются на незащищенных людей, и установить дружелюбные отношения с соседями, жители города стали воздвигать статуи Чжун Куя на своих крышах. К тому же считалось, что Чжун Куй сильнее всяких других демонов, и никто другой не сможет спасти от несчастий, как он. |
| | | | Мифы и легенды Поднебесной империи | |
|
Похожие темы | |
|
| Права доступа к этому форуму: | Вы не можете отвечать на сообщения
| |
| |
| |