|
| Тибетский Автономный Район | |
| |
Автор | Сообщение |
---|
Гость Гость
| Тема: Тибетский Автономный Район Вс 17 Июн 2012, 06:21 | |
| Первое сообщение в теме :В этом разделе вы найдете много полезной информации про Тибет, его народ, культуру.
Тибет – некогда запретное королевство, издревле манившее к себе путешественников. Еще совсем недавно эта страна была закрыта для посещения иностранцами. Но все меняется, и теперь у каждого есть возможность познакомиться с этим уникальным краем. Тибетский автономный район сегодня – это высокогорье с суровым климатом. Средняя высота плато составляет 4000 м от уровня моря. В некоторых городах отсутствуют приличные отели и удобства. Однако немотря на все кажущиеся трудности, Тибет порой зовет к себе людей, манит, до сих пор тая в себе много загадок.
Запретный город Лхаса, священная гора Кайлас, монастыри Тибета, гора Эверест – вот лишь неполный список мест, которые обладают особой красотой и силой.
Страна в составе Китайской Народной Республики, пользуется национальной автономией. На севере граничит с Синьцзян-Уйгурским автономным районом и провинцией Цинхай, на востоке - с китайскими провинциями Сычуань и Юньнань, на западе и юге - с Пакистаном (де-факто), Индией, Непалом, Бутаном и Мьянмой. - Спойлер:
|
| | |
Автор | Сообщение |
---|
Гость Гость
| Тема: Re: Тибетский Автономный Район Пн 06 Авг 2012, 20:29 | |
| Бусины Дзи - одни из наиболее таинственных бусин, известных нам сегодня. Неизвестны точное время происхождения, изготовления и даже период, на протяжении которого они являлись важной частью тибетской культуры. Известно лишь, что эти солнечные каменные бусинки, испещренные мистическими узорами (глазки, полосы), в настоящее время являются наиболее оберегаемыми бусинами в мире. - Спойлер:
[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть эту ссылку]
Значение тибетского слова «дзи» соответствует словам «сияние, яркость, четкость, блеск». Чаще всего бусины были трубчатыми, длиной около 1-2 дюйма. В Тибете эти бусины с давних времен имели огромное религиозное значение, и использовались как амулеты, которые увеличивали силу. Его жители очень дорожат бусинами Дзи, т.к. они их защищают, а в случае потери могут привести к неудаче. - Спойлер:
[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть эту ссылку]
Можно сказать, что бусины Дзи - это гравированные агаты или халцедоны с нанесенными на них рисунками в виде глаз, квадратов, волн и полос. Среди них, наиболее ценной является бусина с глазами, особенно девятиглазая бусина Дзи, т.к. в те времена число 9 считалось священным. - Спойлер:
[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть эту ссылку]
Тибетские жители верят, что эти бусины имеют сверхъестественное происхождение, которое связано с различными историями и легендами. Считается, что они имеют лекарственную ценность, и способны ограждать своих хозяев от неприятностей, болезней и даже плохого настроения. - Спойлер:
[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть эту ссылку]
Носить бусины Дзи нужно в браслете на запястье или на шнурке у горла, т.е. у точек, где прослеживается пульс. Их могут носить люди разной национальности, религии, пола и возраста, поскольку не являются предметами какой-либо религии. - Спойлер:
[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть эту ссылку]
|
| | | Гость Гость
| Тема: Re: Тибетский Автономный Район Пн 06 Авг 2012, 20:51 | |
| Современное производство бусин Дзи в Китае и Тайване. В настоящее время почти все бусины Дзи производятся из серого агата, который импортируется в Китай из Бразилии, Уругвая и т.д. Первую грязную работу по отделению серого агата от камней, примесей... производят вот в таких помещениях. - Спойлер:
[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть эту ссылку]
Далее агат режут на вот такие вот ломтики. - Спойлер:
[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть эту ссылку]
Потом идет процесс вытачивания, полировки и шлифовки бусин из нарезанных ломтиков. - Спойлер:
[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть эту ссылку]
Следующим этапом в производстве бусин Дзи является нанесение рисунка. Рисунок обычно наносится острым предметом типа ножа, гвоздя и т.д. Здесь уже задействуются художники-ювелиры, так как эта работа требует определенных навыков. - Спойлер:
[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть эту ссылку]
Затем идет процесс химической обработки. Бусины, с нанесенными на них рисунками, замачивают на некоторое время в специальный химический раствор. Выдержанные в химическом растворе бусины погружают в специальные высокотемпературные печи. Как показывает практика, серый агат, пропитанный химическими веществами, при нагревании до высоких температур начинает менять цвет. Это пожалуй самый сложный этап во всей работе, так как нужно вовремя вытащить "поджаренные" бусины, избежав недо- или пере-жаривания. Поэтому мастеру нужно постоянно следить за процессом подсвечивая фонариком. - Спойлер:
[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть эту ссылку]
Выше я писала о фильме "Семь лет в Тибете" (англ. Seven Years in Tibet) снятом еще в 1997 году по автобиографической книге Генриха Харрера, описывающей историю приключений австрийского альпиниста в Тибете в годы Второй мировой войны. Так и там в украшениях многих тибетцев присутствуют бусины Дзи. - Кадры из фильма:
[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть эту ссылку]
|
| | | VaiNary Родственная душа
Сообщения : 8132 Корейчиков : 12829 Камсаамнида : 2816 Дата регистрации : 2011-09-10 Откуда : Украина
| Тема: Re: Тибетский Автономный Район Сб 11 Авг 2012, 22:25 | |
| - 10 фотографий Тибета 30-х гг. 20 века:
Паломники на пути к монастырю Рам Гелонг, 1934 [Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть эту ссылку]Тибетец и женщина из России в буддийском монастыре, Тибет, 1934 год [Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть эту ссылку]Танцоры в тибетском монастыре Рам Гелонг. 1934 [Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть эту ссылку]Священники в традиционной одежде в монастыре Рам Гелонг,1934 [Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть эту ссылку]Религиозные женщины в париках из шерсти яка на головах в тибетском монастыре Рам Гелонг,1934 [Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть эту ссылку]Два тибетских монаха используют длинные рога для призыва к участию в религиозной церемонии. 1934. [Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть эту ссылку]Член братства "Мудрость пути", представитель сил черной магии в Тибете, сидящий в ритуальном одеянии. 1931 год [Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть эту ссылку]Странствующие купцы, мужчина и женщина в Тибете. 1931 год [Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть эту ссылку]Дворец далай-ламы. 1935Тибетский монах. 1935 [Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть эту ссылку]
Последний раз редактировалось: VaiNary (Чт 16 Авг 2012, 03:29), всего редактировалось 1 раз(а) |
| | | Гость Гость
| Тема: Re: Тибетский Автономный Район Чт 16 Авг 2012, 03:16 | |
| |
| | | VaiNary Родственная душа
Сообщения : 8132 Корейчиков : 12829 Камсаамнида : 2816 Дата регистрации : 2011-09-10 Откуда : Украина
| Тема: Re: Тибетский Автономный Район Чт 16 Авг 2012, 03:30 | |
| - dimila пишет:
- Спойлер:
Да только я там все надписи местами с фотографиями перепутала (
|
| | | Гость Гость
| Тема: Re: Тибетский Автономный Район Сб 18 Авг 2012, 07:58 | |
| Экспериментальное исследование гидродинамики тибетских поющих чаш показало, что их акустический эффект подобен бокалам, и может даже заставить водные капельки прыгать. Бронзовые чаши изготавливались в пятом столетии для религиозных ритуалов в тибетских Гималаях. Они «поют», когда по их краям водят палочкой. Два учёных из университета де Льеж, Бельгия, и Массачусетского технологического института заполнили чаши водой и снимали возникающие движения воды. Скоростная камера показала, как формируются поверхностные волны, создавая капли воды, которые отрываются и подпрыгивают на поверхности жидкости. Фарадеевские волны или рябь, созданные стенками чаш, формируются внутри вибрирующего сосуда. Поверхность становится неустойчивой, и, как только частота вибрации поднимается выше критического значения, капли воды начинают подпрыгивать. «Наше исследование показывает, что капли могут левитировать (парить) на поверхности жидкости, они подпрыгивают, проскакивают через вибрирующую поверхность жидкости», — пишут авторы исследования. |
| | | VaiNary Родственная душа
Сообщения : 8132 Корейчиков : 12829 Камсаамнида : 2816 Дата регистрации : 2011-09-10 Откуда : Украина
| Тема: Re: Тибетский Автономный Район Вс 07 Окт 2012, 05:59 | |
| Тибетцы – продавцы ярцы – торгуются со скупщиками в Цзюйму, такими, как человек слева, следуя своему ритуалу, в ходе которого покупатель высмеивает качество «червяков», прежде чем стороны ударят по рукам. Сегодняшнее «Фото дня» - из статьи о новой « золотой лихорадке» на Тибете, вызванной интересом к «волшебным» грибам - Спойлер:
|
| | | VaiNary Родственная душа
Сообщения : 8132 Корейчиков : 12829 Камсаамнида : 2816 Дата регистрации : 2011-09-10 Откуда : Украина
| Тема: тибет Вс 07 Окт 2012, 06:17 | |
| - Монастырь Литанг в китайской провинции Сычуань, один из старейших монастырей Тибета. Автор фото: Michael Yamashita.:
|
| | | VaiNary Родственная душа
Сообщения : 8132 Корейчиков : 12829 Камсаамнида : 2816 Дата регистрации : 2011-09-10 Откуда : Украина
| Тема: Re: Тибетский Автономный Район Вс 07 Окт 2012, 06:28 | |
| Текст: Марк Дженкинс Фотографии: Майкл Ямашита National Geographic, август 2010 Глубоко в горах западной Сычуани я пробираюсь сквозь заросли бамбука в поисках легендарной тропы. Так называемый чайно-конный путь был главной торговой артерией, соединявшей Китай и Тибет, дорогой, видевшей немало и сокровищ, и слез. Сегодня Тибет стал частью Китая, и новые автомагистрали оккупировали фуры. Но я не верю, что тропа с тысячелетней историей бесследно исчезла. Очередной ствол бамбука падает под ударами моего топора и – вот оно: открывается мощенная булыжником дорога шириной чуть более метра, едва заметная подо мхом. Извиваясь, она бежит в глубь леса, но обрывается уже через пятнадцать метров... Затем тропа появляется вновь, взбирается по полуразрушенным ступеням и... опять исчезает. Я же иду дальше, по узкому проходу вдоль отвесной скалы. Поверхность такая скользкая, что приходится держаться за деревья, дабы не упасть в каменистую речку, поблескивающую далеко внизу. Темнеет, я останавливаюсь на ночлег. В лесу слишком мокро, чтобы разводить костер, всю ночь по палатке барабанит дождь. Утром удается продвинуться еще на пять сотен метров, но затем глухая стена джунглей все-таки заставляет отступить. На этом участке чайно-конный путь исчез. Горная тропа, по которой проходил чайно-конный путь, тянулась почти на 2250 километров от Яаня в провинции Сычуань, где выращивали чай, до Лхасы, священной столицы Тибета, расположенной на высоте 3650 метров. - продолжение:
Китайская принцесса Вэнь Чэн вышла замуж за тибетского правителя Сонцзена Гампо в 641 году, и, как гласит легенда, именно тогда чай попал в Тибет. Диковинный эликсир сразу полюбили и вельможи, и кочевники. Понять их можно: появился новый питательный напиток в холодном климате, притом что альтернатив ему было немного: талый снег, молоко яков и коз, молочно-ячменный отвар и чанг, ячменное пиво. Кружка чая с топленым маслом яка – с характерным солоноватым, слегка маслянистым, резким привкусом – могла насытить и согреть пастуха, когда он, разведя костер из ячьего навоза, сидел где-то в горах, а вокруг гулял только ветер.
К началу XI века китайская династия Сун активно меняла чай на тибетских коней. Путем многовековой селекции тибетцы вывели породу высочайшего класса – нанчэнь. Невысокие лошадки, приспособленные благодаря увеличенным легким к разреженному воздуху высокогорий, были крепки и выносливы на поле боя – а Китаю все чаще приходилось отражать набеги воинственных кочевников с севера.
Чай попадал в Тибет в брикетах весом от 500 граммов до 3 килограммов (такие брикеты повсюду продаются в Тибете и сегодня). Особое торговое агентство, созданное в Сычуани в 1074 году, установило курс: один конь –
60 килограммов прессованного чая. К началу XIII века Китай каждый год обменивал миллионы килограммов чая на 25 тысяч лошадей. Но и сотни тысяч первоклассных коней не спасли династию Сун – в 1279 году Китай захватил внук Чингисхана, Хубилай.
Впрочем, чай продолжали менять на лошадей и в эпоху правления династии Мин (1368– 1644 годы), и до середины эпохи Цин (1645–1911 годы). В XVIII веке Китай уже не столь остро нуждался в лошадях, и чай начали обменивать на другие товары: шкуры животных с высокогорных равнин, шерсть, золото и серебро, а главное – знаменитые китайские снадобья, которые можно было достать только в Тибете.
Более тысячи лет торговля эта существовала лишь благодаря чайно-конному пути, который жители Тибета называют Гьялам, а китайцы – Чамагудао. Горная тропа, одна из самых труднопроходимых в Азии, тянулась через весь Китай, почти 2250 километров, от Яаня в провинции Сычуань, где выращивали чай, до Лхасы, священной столицы Тибета, расположенной на высоте 3650 метров. Путь брал начало в зеленых долинах Китая, пересекал открытое всем ветрам, заснеженное Тибетское плато, затем, пробравшись через ледяные воды Янцзы, Меконга и Салуина, врезался в таинственный лабиринт гор Ньэнчентанглха и, преодолев четыре опасных перевала высотой 5000 метров, наконец спускался к Лхасе.
На протяжении значительной части чайно-конного пути грузы несли люди. Носильщики забирали чай с плантаций вокруг Яаня и доставляли его в Кандин, поднимаясь на высоту 2550 метров. Здесь чай зашивали в тюки из водонепроницаемой ячьей кожи и людей сменяли животные – караваны мулов и яков, которые через три месяца прибывали в Лхасу.
Путь из Яаня в Кандин занимал 21 день. Для мужчин и женщин поклажа весом от 70 до 90 килограммов считалась нормой (силачи могли нести и все 135 кило). На западе тропу заметали бураны, на востоке размывали дожди. На караваны то и дело нападали разбойники. А веками не прекращавшаяся и в Китае, и в Тибете борьба за власть заставляла постоянно менять торговый маршрут.
Главных дорог было три: южная, из Юньнаня – родины чая Пуэр, северная и восточная. Сегодня весь товарообмен идет по северной и южной дорогам: они превратились в асфальтированные шоссе 317 и 318 соответственно. Фуры уничтожили профессию носильщика чая. Но мне все-таки удалось отыскать шестерых последних ветеранов Чамагудао.
78-летний ли вэнь лян бородат, а 87-летний Гань Шаоюй гладко выбрит. Они показывают мне сцену из жизни носильщиков. Согнувшись под тяжестью воображаемых тюков, жилистыми руками крепко опираясь на палки, опустив головы и глядя на свои развернутые наружу ступни, два старика гуськом двигаются по мокрым булыжникам. Вот Гань остановился и три раза стукнул палкой по камням. Заведя палки за спины и подперев ими «поклажи», старики устроились на привал. Воображаемыми метелками из бамбука они вытерли пот со лба и скрипучими голосами запели:
Семь шагов вверх – стань на привал.
Восемь шагов вниз – стань на привал.
Десять шагов вперед – стань на привал.
Глупый день и ночь шагает,
Умный часто отдыхает.
На самом деле, конечно же, носильщики останавливались не каждые десять шагов, а через двести-триста метров. Чем тяжелее был груз, тем больше платили: килограмм чая приносил семье носильщика килограмм риса. Пищей носильщиков был кукурузный хлеб и изредка соевый творог, одеждой – лохмотья и соломенные сандалии, к которым на заснеженных перевалах привязывали самодельные шипы.
«Конечно, не все возвращались домой, – сурово, даже торжественно говорит Гань, полузакрыв глаза. – Застиг буран – тебе конец. Сбился с пути, сорвался со скалы – тебе конец».
Ло Юнфу из деревни Чанхэба был носильщиком в 1935–1949 годах. Поклажа Ло весила 60 килограммов, а то и больше, а его собственный вес едва доходил до 50. Сегодня Ло за 90. Сгорбленный, но все еще полный сил, он одет в неизменный синий «пиджак Мао», на голове у него обычно черный берет, в кармане – курительная трубка.
Имя Мао для Луо много значит: вскоре после прихода в 1949 году Мао Цзэдуна к власти была построена автодорога – и носильщики чая остались в прошлом. Луо говорит, что Мао освободил их от рабства, отняв землю у богатых и раздав бедным. «Это был самый счастливый день в моей жизни», – вспоминает старик. Получив надел, он стал сам выращивать рис, и «те трудные времена прошли».
В теократическом Тибете торговлю чаем контролировали монастыри, и чайно-конный путь соединял крупнейшие из них – такие как Дрепунг, расположенный на западном отрезке пути. В монастыре, построенном в 1416 году, до сих пор сохранилась похожая на большую пещеру кухня для приготовления чая, который пьют два раза в день – гьяхан. Монах Пхунтсок Дракпа бросает в горячий дымящийся котел куски ячьего масла величиной с увесистый книжный том. Дракпа, облаченный в темно-бордовые одежды без рукавов, говорит: «Для тибетских монахов чай – это жизнь».
Сушеные гусеницы высшего качества выставлены в стеклянных витринах Азии с климат-контролем. За грамм таких гусениц покупатель платит почти 80 долларов.
Семь железных котлов диаметром от двух до трех метров подвешены над гигантским каменным очагом. Когда-то на этой кухне работало более сотни монахов, а в самом монастыре их жило 7700. Сегодня осталось 400 монахов, используют они два самых скромных по размерам котла. «На один маленький котел нужно 25 брикетов чая, 70 килограммов ячьего масла и три килограмма соли, – Дракпа помешивает содержимое котла деревянной ложкой размером с человека. – В самый большой котел мы клали в семь раз больше».
Впрочем, не только монахи, но и тибетские кочевники по-прежнему обожают чай с маслом яка. Хотя лошадей эти кочевники нынче не держат: рядом с палатками из шерсти яка, оборудованными солнечными батареями, припаркованы грузовики, «ленд крузеры», мотоциклы. Откуда у их хозяев деньги на такие машины? Продавая ячье мясо и молоко, столько не заработаешь. Разгадку я нашел в одном из шатров, куда меня пригласили на чай. Там же я узнал, что сегодня может предложить Тибет китайцам в обмен на чайные брикеты.
Пожилая женщина бормочет мантры и вращает молитвенное колесо, молодой человек в ярком луче света готовит обед, а на полу шатра на толстых тибетских подстилках сидят несколько мужчин средних лет. С помощью языка жестов и карманного словаря я спрашиваю мужчин, как они зарабатывают на свои машины. Их лица расплываются в хитрых улыбках, но разговор уходит в сторону. Нас кормят обедом (полные до краев миски риса с зелеными овощами и огромные куски ячьего мяса), после чего глава семьи достает синюю металлическую коробку, отпирает ее, приподнимает крышку и предлагает заглянуть внутрь. И что мы видим? Сотни мертвых гусениц. «Ярца гомпо», – гордо говорит хозяин.
Каждую сушеную гусеницу он продаст минимум за четыре доллара, максимум за десять. Так что в этой синей коробке под замком хранятся около десяти тысяч долларов. По-тибетски «ярца гомпо», а по-китайски «чун-цао» – это зараженная грибом-паразитом гусеница, обитающая только в горных лугах на высоте свыше трех тысяч метров. Гриб, который на ней паразитирует, убивает ее и питается ее телом.
Каждую весну тибетские кочевники обходят луга, где пасутся их яки, держа наготове небольшой металлический совок. Они внимательно высматривают похожие на зубочистки грибы – пурпурно-фиолетовые отростки, идущие от мумифицированного желто-коричневого тела гусеницы. Длина отростков менее трех сантиметров и заметить их трудно – зато гусеницы, лежащие сейчас в коробке главы семейства, стоят больше, чем все яки племени.
В китайских аптеках по всей Азии чун-цао продается как средство, которое возвращает молодость. Его считают панацей от всех недугов: начиная от инфекций и воспалений и заканчивая онкологическими заболеваниями. Гусеницы высшего качества выставлены в стеклянных витринах с климат-контролем; за грамм таких гусениц покупатель платит почти 80 долларов (для сравнения: золото стоит в два раза дешевле). Рассказав мне все это, тибетец бережно закрывает свою сокровищницу и кладет ее обратно в потайное место.
В гости к кочевникам мы попали не случайно – за некоторое время до этой встречи мы с моей женой, опытной альпинисткой Сью Ибарра, исследовали третий, восточный вариант чайно-конного пути, который обычно предпочитали древние чаеторговцы. Он пересекал центральную часть Тибета. Маршрут этот был самым коротким, и караванщиков не пугали даже горы Ньэнчентанглха, настолько суровые и труднопроходимые, что много лет назад тропу в них вообще закрыли. Но мы решились проникнуть в запретные горы: не давала покоя мысль, что надежно спрятанная от посторонних глаз тропа остается торговой.
Стараясь не встречаться с деревенским полицейским, мы со Сью добрались до подножия перевала Нубган (общая высота – 5412 метров) и пешком отправились на его штурм. Поднимаясь, мы почти сразу же нашли заветную тропу, бегущую через луга, где пасутся черные яки с длинными рогами.
Однако через два часа, взойдя на перевал, изгибающийся в форме седла, мы убедились: тысячелетняя тропа давным-давно заброшена. Лишь в моем воображении к нам направлялся караван из сотни мулов, на спинах которых покачивались тюки с чаем, а рядом ловкие наездники на прекрасных конях озирались в поисках притаившихся на перевале разбойников. Современная торговля идет совсем по-другому: северная и южная вариации чайно-конного пути полны фур. Торговая тропа скрылась под асфальтом автомагистралей, по которым на запад хлынули косметика и куртки, телевизоры и тостеры. Но чай для монахов привозят все из тех же районов Китая, а чун-цао добывают только на Тибетском плато. И в Китае вновь не жалеют денег на волшебных гусениц – как не жалели их когда-то на непобедимых коней.
|
| | | VaiNary Родственная душа
Сообщения : 8132 Корейчиков : 12829 Камсаамнида : 2816 Дата регистрации : 2011-09-10 Откуда : Украина
| Тема: Re: Тибетский Автономный Район Вс 07 Окт 2012, 06:29 | |
| Когда-то чай был дороже фарфора и шелка – веками вьючные животные и носильщики с грузами, весившими больше их самих, карабкались вверх по извилистой горной тропе, чтобы пересечь перевал Зар Гама на высоте 4600 метров. Сегодня эти маршруты штурмуют джипы и грузовики. Автор: Майкл Ямашита - Спойлер:
|
| | | | Тибетский Автономный Район | |
|
Похожие темы | |
|
| Права доступа к этому форуму: | Вы не можете отвечать на сообщения
| |
| |
| |