|
| Основные традиции и направления литературы Индии | |
| |
Автор | Сообщение |
---|
Гость Гость
| Тема: Основные традиции и направления литературы Индии Вс 17 Июн 2012, 08:18 | |
| [Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть эту ссылку]Индийская литература считается одной из древнейших. В Индии 22 официальных языка, и огромное количество литературы написано на этих языках. Устное народное творчество сильно развито. Индуистская литература составляет важную часть индийской культуры. |
| | | Гость Гость
| Тема: Re: Основные традиции и направления литературы Индии Вс 17 Июн 2012, 08:28 | |
| Центральное место в древнеиндийской культуре принадлежит памятникам религиозной литературы. Древнейшие из них — веды — не только были поздно записаны, но и впоследствии передавались преимущественно от учителя к ученику в устной форме. При этом за многие столетия язык стал настолько отличаться от разговорного, что нередко заучивались наизусть обширные книги практически без всякого понимания их смысла. Сложившаяся среди брахманов сложная система запоминания и точного воспроизведения, литературных текстов оказала значительное влияние на весь характер образования и науки в Древней Индии. Большая часть ведийских гимнов была связана с ритуалом жертвоприношений. Жрецы пели, например, обращаясь к богу: «Ярко сверкающий блеском, прогони врагов, демонов и болезни! Как колесница с захваченной добычей, привези награду! О Агни, помоги, чтобы вечно была у того, кто богов почитает, награда в виде коровы! Да будет нам сын, продолжающий род, плоть от плоти!» Слово Веда произошло из корня слова "вид", что означает "видеть", "ведать", т.е. знать. Знать Единого, у которого нет второго. В более широком смысле, Веды передают Божественное знание - знание о вечной и неизменной мудрости, которую Бог дал человечеству. Веды - это не просто набор поэтических стихов, это Божественные откровения, в которых заключена мудрость о природе Бога и человека. В них говорится о взаимоотношениях между Творением и Творцом, о связи между человеком и Богом. Веды возникли из самого Источника Знаний, из самого Всевышнего. Веды - это собирательное название большого объёма Божественных знаний. Веды учат Истине, которая неизменна во всех трёх временах: прошлом, настоящем и будущем. Веды - это само дыхание Истины, которая отразилась в просветлённом сознании мудрецов. В действительности, слово является самим дыханием Бога, Верховной Личности. Уникальность и важность Вед заключается именно в этом. - Спойлер:
|
| | | Гость Гость
| Тема: Re: Основные традиции и направления литературы Индии Вс 17 Июн 2012, 09:17 | |
| Существует четыре Веды:
Риг-веда — «Веда гимнов» Яджур-веда — «Веда жертвенных формул» Сама-веда — «Веда песнопений» Атхарва-веда — «Веда заклинаний»
Веды относятся к категории шрути («услышанное»), и мантры, - Читать подробнее:
Ма́нтра (санскр. मन्त्र, «орудие осуществления психического акта") — священный гимн в индуизме и буддизме, требующий точного воспроизведения звуков, его составляющих. Обычно мантра представляет собой сочетание нескольких звуков или слов на санскрите. При этом каждое слово, слог или даже отдельный звук мантры может иметь глубокий религиозный смысл (например одна из наиболее известных мантр — сакральный звук «Ом» в некоторых религиозно-философских учениях принято считать комбинацией трех звуков (А, У и М), каждый из которых, в свою очередь, имеет разнообразные смыслы и толкования). Мантры имеют ведическое индуистское происхождение, лишь позднее они были адаптированы в буддизме и джайнизме. Мантры часто сравнивают с псалмами, молитвами и заклинаниями.
содержащиеся в них, повторяются как молитвы и используются в различных религиозных ритуалах. Основной частью Вед являются самхиты — сборники мантр, - Читать подробнее:
Самхи́та (санскр. संहिता saṃhitā IAST «собранное вместе») — термин, используемый для обозначения ряда священных текстов индуизма. Самхиты — это собрания гимнов, молитв, заклинаний, благословений, жертвенных формул. Самхитами называют основные метрические тексты — гимны и мантры — каждой из четырёх Вед. Самхитами также называют ряд других, послеведических текстов по йоге и Аюрведе.
к которым примыкают брахманы, араньяки и упанишады — тексты, являющиеся комментариями к ведическим самхитам.
Последний раз редактировалось: dimila (Пн 18 Июн 2012, 01:07), всего редактировалось 1 раз(а) |
| | | Гость Гость
| Тема: Re: Основные традиции и направления литературы Индии Вс 17 Июн 2012, 09:25 | |
| Махабхарата- Спойлер:
[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть эту ссылку] Махабхарата (санскр. «Великий Бхарата», по имени царя Бхараты, наследника Куру) — величайший эпос народов Индии. Одно из крупнейших литературных произведений в мире, наряду с Тибетской поэмой о Гесере и киргизским эпосом о Манасе. Поэма представляет собой сложный, но органический комплекс эпических повествований, новелл, басен, притч, легенд, лиро-дидактических диалогов, дидактических рассуждений богословского, политического, правового характера, космогонических мифов, генеалогий, гимнов, плачей, объединенных по типичному для больших форм индийской литературы принципу обрамления, содержит более 100000 двустиший, что в четыре раза длиннее Библии и в семь раз длиннее Илиады и Одиссеи. Махабхарата — источник многих сюжетов и образов, получивших развитие в литературах народов Южной и Юго-Восточной Азии. В индийской традиции считается "пятой Ведой". Одно из немногих произведений мировой литературы, которое само о себе утверждает, что в ней есть всё на свете. - Отрывок текста произведения:
«Ты несешь внутри себя высочайшего друга, которого ты знаешь. Ибо Бог обитает внутри каждого человека, но немногие умеют найти Его. Человек, который приносит в жертву свои желания и свои действия Единому, Тому из Которого истекают начала всех вещей и Которым создана вселенная, достигает такой жертвой совершенства, ибо тот, кто находит в самом себе свое счастье, свою радость и в себе же несет свой свет, тот человек в единении с Богом. Познай же: душа, которая нашла Бога, освобождается от рождения и смерти, от старости и страдания и пьет воды бессмертия».
|
| | | Гость Гость
| Тема: Re: Основные традиции и направления литературы Индии Вс 17 Июн 2012, 09:45 | |
| "Бхагавад -Гита"- Спойлер:
[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть эту ссылку] "Бхагавад-Гита" - кладезь ведической мудрости. Являясь сутью всей ведической мудрости, является полным и законченным произведением, открывающим тайны бытия, законы природы, взаимоотношения между Богом и живым существом. "Бхагавад-Гита" - поистине уникальное явление в истории мировой культуры. Ценность Гиты состоит в ее исключительной способности воздействовать на духовное развитие человека, которое проявляется в этическом, социальном и психологичеком аспектах. Через решение проблемы «Кто я?» Гита дает правильный ответ на вопрос «Что делать?» и открывает способы достижения особого внутреннего состояния, в котором можно не только постичь непреходящие духовные ценности, но и претворить их в жизнь. В Гите дается разрешение проблем смысла человеческого существования, столкновения личных и общечеловеческих представлений о морали. Учение Гиты затрагивает самые разные стороны бытия, начиная с обыденной, житейской, и до метафизической, духовной. - Отрывок из первой главы:
[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть эту ссылку] дхртараштра увача дхарма-кшетре куру-кшетре самавета йуйутсавах мамаках пандаваш чаива ким акурвата санджайа дхртараштрах увача — царь Дхритараштра сказал; дхарма-кшетре — в месте паломничества; куру-кшетре — в месте под названием Курукшетра; самаветах — собравшиеся; йуйутсавах — желающие вступить в бой; мамаках — те, кто на моей стороне (мои сыновья); пандавах — сыновья Панду; ча — и; эва — безусловно; ким — что; акурвата — сделали; санджайа — о Санджая. Дхритараштра спросил: О Санджая, что стали делать мои сыновья и сыновья Панду, когда, горя желанием вступить в бой, собрались в месте паломничества, на поле Курукшетра?
|
| | | Гость Гость
| Тема: Re: Основные традиции и направления литературы Индии Вс 24 Июн 2012, 06:14 | |
| Это - древнеиндийская эпическая поэма на санскрите, авторство которой приписывается мудрецу Вальмики. Текст - в том виде, котором он дошёл до нас, - сложился во II - III в. до н. э. Рамаяна излагает историю подвигов обожествлённого впоследствии Рамы, освобождение его жены Ситы, захваченной предводителем демонов Раваной. Для миллионов индийцев на протяжении многих поколений «Рамаяна» — и священная книга о деяниях бога Вишну, воплотившегося в смертного царя Раму, и непререкаемое наставление в практической жизни и морали, и увлекательное повествование о подвигах древних героев-предков. Написанная на санскрите, она была переведена — и обычно по нескольку раз — на большинство современных индийских языков; ее идеи и образы вдохновляли всех индийских писателей и мыслителей; ее содержание перелагалось в бессчетных творениях изобразительного искусства и литературы, народного театра и пантомимы. До сих пор на площади любой индийской деревни или города можно встретить сказителей, часами, а иногда и днями напролет читающих нараспев взволнованным слушателям эту сочиненную около двух тысяч лет назад и все еще живую поэму. - Отрывок из произведения (часть сорок пятая (Пахтанье океана)):
Под стать Амаравати - Индры столице - дышала Блаженством небесным представшая взору Вишала. Царевич, сияньем ее восхищенный, учтиво Ладони сложил, вопрошая про дивное диво: Кто городом этим для подданных счастия правит? Чей род знаменитый, какая династия правит? Поведай, отшельник святой, мне и сыну Сумитры!" И Рагху потомок услышал рассказ Вишвамитры: Был век золотой, когда асуры, так же как боги, Охвачены думой одной, пребывали в тревоге.
|
| | | Гость Гость
| Тема: Re: Основные традиции и направления литературы Индии Вс 24 Июн 2012, 06:21 | |
| "Рамаяна" и "Махабхарата" для большинства народов Азии - остаются мощными литературными памятниками, такими же, как для Европы - "Одиссея" и "Илиада". Но скажу свое мнение, в этих поэмах - очень много незнакомых слов, практически через строчку нужно смотреть по сноскам - значение слов. Хотя сюжет - действительно интересен, но слишком много религиозных отвлеченных мотивов, которые могут быть не всем понятны. |
| | | Гость Гость
| Тема: Re: Основные традиции и направления литературы Индии Пт 20 Июл 2012, 22:26 | |
| Самой древней религиозной лирикой в Индии можно считать гимны Ригведы, и к этому же жанру принадлежит Бхагавадгита. - Спойлер:
Большое количество религиозной лирики было создано буддистами и джайнами, а поэты-индусы до сих пор сочиняют подобные произведения на санскрите и местных языках. К таковым принадлежит и Джаядева, поэт 12 в., прославившийся произведением "Воспетый Говинда", где отношения между Богом и человеческой душой представлены как похождения Кришны и его любовницы, пастушки Радхи. Наиболее известный жанр средневековой лирики – бхакти, воспевающие эмоциональное и преданное служение богу. - Спойлер:
Значительную часть санскритской литературы составляет художественная проза, включающая притчи, сказки и романы. Индия усвоила немало мотивов и даже целые сюжеты, пришедшие из-за ее пределов, и, в свою очередь, распространила по всему миру множество собственных мотивов и сюжетов. К началу нашей эры буддисты составили собрания притч, иллюстрирующих события из доисторических рождений Будды; некоторые из этих историй отражены в скульптуре. Самое известное из этих собраний – джатаки, составленные на языке пали. - Отрывок из "Джатаки о пустыне":
Словами: "Пустыни плоть усердно рассекая..." – Всеблагой – он жил тогда в Саваттхи – начал свое наставление в дхамме. Заговорил же он об одном непочтительном бхиккху.
Когда Татхагата жил в Саваттхи, в рощу Джетавану явился некий юноша из почтенного семейства. Внимая урокам Учителя, толковавшего дхамму, он очистился сердцем, постиг, что скверна – источник всех страстей, и стал монахом. За пять лет монашества, перед посвящением в высший сан, юноша глубоко изучил оба свода Законов и преуспел в созерцании. С помощью Учителя он вступил на избранный им самим путь сосредоточенного размышления. Отправясь в лес, юноша провел там три месяца, время дождей, однако так и не сумел ни обрести мгновенного озарения, ни достичь необходимой силы сосредоточения. И подумал тогда он:
"Учитель говорил о четырех разрядах людей. Я, следует полагать, отношусь к последнему, к тем, кому открыта лишь сторона внешняя. Оттого, видимо, в этом моем существовании нет мне Пути и нет Плода. Какой же толк в моем отшельничестве? Не лучше ли мне отправиться к Учителю? Будучи подле него, я смогу радовать свой взор зримой красотой тела Пробужденного и услаждать слух его наставлениями в дхамме". Порешив так, юноша воротился в Джетавану, и сказали ему тогда другие ученики: "О достойный! Учитель благословил тебя на путь сосредоточенного размышления, однако, повинуясь правилам скитальческой жизни, ты покинул обитель. Ныне же, воротясь, ты наслаждаешься общением с ним. Неужто же ты преуспел в своем подвиге и стал арахатом, избавившимся от перерождений?" Юноша ответил им: "О достойные! Нет мне в этом существовании ни Пути, ни Плода. Отчаявшись достигнуть вершины подвижничества, я ослабел в усердии своем и поэтому воротился к вам". "Неподобающее ты содеял, о почтенный,– сказали ему монахи.– Выслушал поучения стойкого во всех своих помыслах и деяниях Учителя, а сам явил недостаточное усердие". И они решили отвести его к Татхагате.
- Спойлер:
|
| | | Гость Гость
| Тема: Re: Основные традиции и направления литературы Индии Ср 15 Авг 2012, 22:48 | |
| Индийская притча. Рассказывают, будто было однажды такое: давно уже наступил час дарбара, все советники собрались, а падишах что-то задержался. Придворные с нетерпением ждали его, то и дело поглядывали на дверь и на все лады судили да рядили, отчего это падишах так долго не идёт? Вдруг вошли в дарбар два человека. Один громко объявил: — Почтенные вельможи! Сегодня скончалась матушка падишаха! — и вышел из зала. А другой вслед за ним радостно возгласил: — Господа советники! Поздравляю, поздравляю всех со счастливым событием! По милости Всевышнего, сегодня у падишаха родился сын! — и тоже вышел вслед за первым глашатаем. Придворные застыли от удивления, а потом задумались, что же им делать — горевать или веселиться. И никто не знал, как поступить, чтобы не навлечь на себя гнев великого Акбара. Одни говорят: «Давайте смеяться», — другие: «Надо плакать». От сомнений и заботы у них совсем голова кругом пошла. Тогда Бирбал встаёт и говорит: — Давайте дожидаться прихода его величества. Если он войдёт радостный, то мы все будем радоваться и смеяться, а придёт печальный — и мы начнём горевать и плакать. Такой совет пришёлся всем по душе. |
| | | Гость Гость
| Тема: Re: Основные традиции и направления литературы Индии Ср 15 Авг 2012, 22:53 | |
| Притча о летающей лошади. Как-то в Древней Индии король приговорил человека к смерти. Человек попросил сохранить ему жизнь и добавил: — Если король будет милостив ко мне и пощадит мою жизнь, то через год я научу его лошадь летать. — Согласен, — ответил король. — Но если к этому времени лошадь не полетит, ты будешь казнен. Когда озабоченные родственники спросили, каким образом ему удастся воплотить в жизнь обещанное, человек ответил: — В течение года король может умереть. Или лошадь может умереть. Или она сможет научиться летать! Какая поучительная притча - очень мне понравилась! |
| | | | Основные традиции и направления литературы Индии | |
|
Похожие темы | |
|
| Права доступа к этому форуму: | Вы не можете отвечать на сообщения
| |
| |
| |