Автор - Павловская И.В., Дальневосточный Государственный Технический Университет, Восточный Институт, Владивосток, Россия.
Прогуливаясь почти по любой улице в Корее, вы откроете, что сегодняшние корейцы имеют в своем гардеробе и джинсы, и модельную одежду, и сшитые на заказ костюмы, и элегантные творения современных дизайнеров. Однако, какой бы не была одежда современной, вы также можете столкнуться с людьми, одетыми в национальную одежду - ханбок. Это традиционная одежда, которую носят корейцы любого возраста. Разнообразие цветов национальных костюмов особенно хорошо наблюдается в дни традиционных праздников, и когда вы присутствуете на официальных приемах.
Ханбок отличается простотой линий, и отсутствием карманов. Женский ханбок состоит из просторной юбки, которая оборачивается вокруг тела, и жакета подобного болеро. Это носит название чхима-чогори. Юбка называется по-корейски - чхима, а жакет - чогори. Мужской ханбок состоит из короткого жакета и просторных брюк, которые по-корейски называются пачжи, и которые обязательно должны плотно прилегать к лодыжкам. Оба ансамбля могут дополняться длинной верхней одеждой, похожей по покрою на чогори, и называемой турумаги. На ногах представители обоих полов издревле носили посон - толстые, стеганные носки, а также комусин - широкие туфли с загнутыми носками, которые легко снимаются и надеваются при входе и выходе из дома. Последнее обстоятельство немаловажно, учитывая, что до сих пор в Корее не принято находиться в помещении в обуви, пусть даже домашней.
Традиционный ханбок, носимый и сегодня, шьется по образцу одежды, которая была распространена во времена династии Чосон (1392-1910), ориентированной на конфуцианство. Представители янбан (наследственный аристократический класс, опирающийся больше на образование и социальный статус, чем на материальные ценности) носили ханбок ярких цветов, сшитый из простого шелка, и шелка ручной выделки в холодную погоду, а в жару - из легких, проницаемых материалов. Людям незнатного происхождения было запрещено законом (также как и людям, владеющим капиталом) отбеливать пеньку и хлопок, чтобы носить одежду белого и иногда бледно-розового цвета. Поэтому они могли носить только светло-зеленый, серый или угольно-черный ханбок.
Глубокий символический смысл имеет в национальном костюме цвет. Основных цветов, включая белый, было пять. Красный означал удачу и богатство. Красной была церемониальная одежда короля и королевы, и юбки невест (с зеленой блузой). Юбки придворных дам и официальные костюмы чиновников окрашивали цветом индиго (синим), означавшим постоянство. Черный воплощал бесконечность и творческое начало, и мужские головные уборы корейцев были черными. Желтый цвет - цвет центра вселенной - символизировал короля и королеву и во время придворных церемоний был допустим исключительно для их одежд.
Придворный вариант ханбок
Существовала и другая, социальная символика цвета. Ханбок, который одевали молодые девушки на брачную церемонию, был преимущественно красно-желтого цвета (чхима - красного цвета, чогори - желтого). После обряда венчания, когда проводился обряд поклонения "новым родителям" и во время медового месяца девушки меняли костюм, то есть чхима оставалась ярко-красной, а чогори - зеленым. На свадьбе мать жениха всегда носила одежду синего или близкого к нему цвета, а мать невесты - розового. Пурпурный цвет воротника блузы означал, что женщина замужем, а голубые манжеты - что она имеет сына.
Читать дальше:
На сегодняшний день, девушки на церемонию помолвки надевают ханбок преимущественно розового цвета. Помимо этого также используются свадебные платья западного стиля, а также традиционные красная чхима и зеленый чогори. В остальных случаях они надевают ханбок другого цвета, или украшенный вышивкой, или с росписью (по ткани, сделанной вручную), или тканный золотом. Но при этом следует обратить внимание на то, что одежду белого цвета имеют право носить люди только пожилого возраста, или она может использоваться лишь только как утренняя одежда (некое сравнение можно провести с нижним бельем).
Основные цвета относились к категории ян и воплощали очевидные, явные достоинства. Они чаще применялись для верхней одежды. Другие цвета, инь симвользировали скрытые достоинства, и шли на отделку или на нижнюю часть ханбок.
Жены янбан (дворян) носили преимущественно 12 юбок, оборачиваемых вокруг тела, со складкой (завязкой) по левой стороне, что было запрещено в использовании людям незнатного происхождения. То есть они не должны были носить более 10 или 11 юбок, и существовал приказ, что те, кто имеет общинные права должен оборачивать юбку на правую сторону. Под ханбок женщины эпохи Чосон носили (также эта одежда используется и современными девушками) пару длинных брюк, а также длинное, цельнокроенное платье с корсажем (подобное чхима), и жакет, немного меньше по размеру, чем чогори. Полнота чхима напрямую зависит от количества надетого нижнего белья, а также, естественно от погодных условий (в зимнее время надевается теплое нижнее белье), и от физиологического состояния женщины (период беременности).
На сегодняшний день женщины продолжают носить одежду с двойной или полуторной шириной, т.е. одежда, по сравнению с древними временами, стала в два или полтора раза шире (имеется в виду расход ткани). Сегодня большинство юбок чхима имеют лямочки, которые надеваются на плечи. Это предусмотрено для облегчения носки. Для лучшего внешнего вида чхима должна быть очень туго затянута на груди, и запах должен находиться точно ровно под лопатками. При ходьбе, необходимо приподнимать левый край чхима, но делать это следует осторожно, чтобы окружающие не могли заметить под полой нижней юбки. Пожилые женщины обычно приподнимают левую сторону чхима под грудью.
Большинство чогори имеют застежку или ленты, напоминающие галстук, которые должны быть завязаны с внешней стороны в виде банта. Форма банта немного отличается в зависимости от места проживания населения того или иного региона. Но тем не менее за норму принимается распространенная так называемая "западная" форма, то есть бант в виде бабочки. Эти длинные ленты называются откорым. Откорым является очень важным моментом (одним из трех) при оценке красоты и качества ханбок. Два других важных момента, это изгиб рукавов и линия кит, а также украшение, используемое для отделки воротничка, на лицевой части чогори. Концы линии кит, как правило, должны быть окантованы. Съемный белый воротничок называется тонъджонг, и располагается над линией кит.
Так как ханбок не имеет карманов, женщины и мужчины используют "маленькие сумочки" различных типов, так называемые чумони. В основном "сумочки" бывают двух типов: круглые и многоугольные. Они обязательно затягиваются и украшены вышивкой. Эти украшения в виде сложных, тщательно выполненных узлов и кисточек символизируют различный статус и род носителя сего предмета.
Хотя некоторые из основных элементов сегодняшнего ханбок и принадлежностей к нему вероятно использовались в очень давние времена, то развитие костюма состоящего из двух частей начало происходить лишь после исторического периода, называемого эпоха Трех государств. В этот момент на территории Корейского полуострова существовали три государства Когуре, Пекче и Силла. Это хорошо можно проследить по сохранившимся до наших дней фрескам, находящимся на стенах могильных курганов, принадлежащих эпохе Когуре (4-6 вв). Фигуры захороненных мужчин и женщин были одеты в длинные жакеты с узкими рукавами, застегнутые слева направо, брюки и обувь, подобную башмакам. Такая одежда возможно была распространена в суровом северном климате и на северной территории, а также у кочевых народов, которые для передвижения использовали лошадей. Также вследствие геополитических факторов, это скорее всего сказывалось влияние соседствующего Китая. В государствах Пекче и Силла были подобные костюмы.
Шелковое одеяние ярко-оранжевого цвета представленное из соседствующего Танского Китая, было заимствовано только лишь для королевской семьи, и для официальных чиновников в 648 году в государстве Силла, которое в конечном счете объединило все государства Корейского полуострова в 668 году. Стали носить национальные одежды. Благородные женщины начали надевать длинные юбки-брюки, и жакеты с широкими рукавами, которые достигали (по длине) линии бедра и завязывались на талии поясом. Благородные мужчины надевали просторные брюки до щиколоток, и узкие жакеты в форме туники, с вырезом на груди, и завязываемые под пояс.
В 935 году, Силла было переименовано по имени новой династии в Коре (впоследствии это имя трансформировалось в Корея). Буддизм, который в государстве Силла был господствующей религией, оказывал влияние на живопись и искусство, особенно на развитие селадоновой керамики. Во время правления династии Коре, длина чхима укоротилась, и стала завязываться не на линии талии, а под грудью длинными широкими лентами, которые сохранились и по сей день. Чогори также немного укоротился по длине, и рукава стали немного закругленнее. В этот же период женщины стали укладывать волосы в две косы на макушке, а мужчины стали брить головы, исключая небольшую часть волос в области темени.
В 1392 году династию Коре сменила династия Чосон. Экс-генералом династии Коре по имени Ю Сон Джи была основана новая династия. И его потомки правили Кореей около 500 лет. Правящие короли раннего Чосона сделали господствующей идеологию нео-конфуцианства, где уделялось огромное влияние формальностям и этикету, которые диктовали стиль одежды для правящей королевской династии и для членов императорского двора, также для аристократов и для незнатных граждан. Причем стиль одежды был предусмотрен для всех случаев в жизни, начиная от брачной церемонии и заканчивая похоронным обрядом, и соответственно количество одежды (костюмов) было увеличено. Мужская прямота, и женское целомудрие стали выдающейся ценностью и нашли отражение в людской одежде. Мужской ханбок претерпел лишь небольшие изменения, но женская одежда, с течением веков очень сильно изменилась.
В 15 веке женщины стали носить объемные юбки, которые полностью скрывали линии тела, и длинные чогори. Со временем, чогори укорачивался, пока его длина не осталась такой, чтобы только прикрыть грудь. Необходимость сокращения длины чхима не существовала, и поэтому длина юбки остается такой, какой была и раньше, а линия талии поднялась до уровня подмышек.
Ханбок был настолько важным символом незыблемости устоев общества, что одной из первых реформ, которые провели в 1894-1895 гг. японцы, стремившиеся любой ценой подавить национальный дух корейцев, были реформы костюма и внешнего вида, в ходе которых корейце обязали обрезать сантху (узел волос на голове). С незапамятных времен он вместе с головным убором из бамбука или конского волоса кат был символом мужского достоинства. Кат держался на голове благодаря сантху , и отказ от последнего автоматически означал изменение головного убора, а затем и всего костюма в целом. Реформы привели к росту националистических настроений и бунтам.
Считается, что первыми людьми, надевшими в Корее одежду западного типа (нарядные военные мундиры немецкого образца, популярные среди правящего класса Японии) были король Кочжон, стремившийся показать пример подданным и снизить накал их возмущения, и члены его кабинета министров.
Первым корейцем, надевшим цивильный европейский мужской костюм, считается Юн Чхихо - аристократ, возвратившийся в 1899 г. на родину после учебы за границей. С тех пор на несколько десятилетий этот костюм стал в Корее показателем престижа и высокого достатка. В наши дни такие костюмы доступны людям с любыми доходами, но носят их регулярно по-прежнему в основном те, кто получил образование, и добился в обществе определенного успеха.
Продолжая наступление на ханбок, в 1920-х гг. японские колонизаторы ввели в Корее обязательные униформы для учащихся, что значительно сократило число носивших национальный костюм. В 1940-х гг. ханбок модернизировался, включив в себя элементы западной моды. Распространилась так называемая "народная униформа", главной частью которой были для мужчин короткие штаны, а для женщин - короткая юбка из цельного куска ткани, или свободные шаровары с эластичным поясом или манжетами. Мягкие фетровые шляпы пришли на смену катам, а западные носки и ботинки стали носить взамен посон и комусинов. Сегодня большинство корейцев носят европейскую одежду. Она стала входить в моду после освобождения в 1945 г. Проникновение западной культуры и индустриализация привели к постепенному исчезновению ханбок из повседневной жизни. Способствовали этому и аскетические вкусы президентов страны - Пак Чонхи и Чон Духвана, которые не только сами предпочитали униформы маоистского образца, но и вменили в обязанности полицейских штрафовать девушек в "слишком коротких" юбках, и обрезать волосы на улице длинноволосым "хиппи". Поэтому в набор предметов, обязательных для полицейского при исполнении, в 1960-х гг. вошли линейки и ножницы. Мода, как таковая считалась роскошью и декадентством.
Интерес к моде в целом, и к ханбок в частности, стала возрождаться в 1981 г., когда в ходе общенационального конкурса текстиля были предложены модели, в которых традиционная национальная эстетика и символизм сочетались с обновленным дизайном и качеством. Возник новый термин сэнхваль ханбок (национальный костюм для повседневной носки), отразивший появление нового типа практичной и оригинальной одежды, в которой юбки стали короче и уже, блузы - длиннее, жакеты и жилеты - разнообразнее по фасону, ткани - практичнее, а краски - богаче. При этом обновленный ханбок сохранял обязательные атрибуты традиционного костюма: двухцветный воротник, завязки, манжеты, вставки вокруг подмышек, натуральные краски.
Сегодняшние дизайнеры все больше и больше пытаются "оживить" ханбок и другие костюмы предков, то есть они создают модные изделия с применением уникальных черт, присущих только лишь национальному костюму, но с учетом потребностей современных граждан. Они используют линии покроя ханбок и другой древней одежды предков, а также принадлежностей к ней, для создания костюма из современных материалов. Известно что, достаточно большое количество отделов в различных магазинах, а также бутиков специализируются по продаже подобных вещей для молодого поколения.
И нет сомнения в том, что ханбок на протяжении уже многих веков продолжает наполнять особым колоритом улицы корейских городов и деревень, что в свою очередь является постоянным напоминанием гражданам о культуре страны, в которой они проживают.
Также привлекают внимание и исторические головные украшения корейских женщин.
Женские шпильки для волос назывались - пинё Эта фото пинё XIX начало XX вв., сделанных из серебра, эмали, коралла, сердолика, и с использованием позолоты.
1) шпилька с цветами сливы и листьями бамбука (меджукчам); дл. 22,5 см 2) шпилька с головкой в форме плода граната (соннюджам); дл. 14 см, 3) шпилька с коралловым навершием; дл. 21 см 4) шпилька с головкой в форме плода грецкого ореха (хододжам); дл. 14,8 см 5) шпилька из коралла с цветком и фигурой птицы; дл. 14,5 см.
Также на фото присутствует женский церемониальный головной убор чоктури XIX в., сделанный из бумаги, шелка, нефрита, янтаря и коралла.
Для торжественных событий предназначались пинё длиной 35-40, а порой и 50 см, поскольку парадные прически знатных дам отличались пышностью вплоть до начала XX века. Известный российский исследователь-зоолог П.Ю. Шмидт, посетивший Корею в 1900 году, отмечал, что «придворные дамы устраивают себе совершенно невероятные прически, вплетая в волосы целые деревянные обода и украшая голову чуть ли не аршинными металлическими булавками». В повседневной жизни волосы закалывали шпильками длиной 11-15 см. Часто, прежде всего в среде простолюдинок, это были пинё скромного вида с маленькой четырехгранной головкой, называемые минджам (мин от минджун«народ»).
Для дополнительного укрепления и декорирования узла волос на затылке служили маленькие шпильки твиккоджи. Некоторые из них одновременно применялись и для других целей: те, что имели головку в виде миниатюрной ложечки, иногда выполняли функцию ухочистки; острые концы других при необходимости могли использоваться для иглотерапии.
А вот и более полная градация национальных головных уборов Кореи! Само - головной убор государственного чиновника эпохи Чосон, который надевали на службу и в официальной обстановке
Намбави - зимний головной убор из кожи, подбитый мехом и снаружи отделанный шёлком или другой тканью, прикрывающий лоб, уши, шею и часть спины. Его могли носить как женщины, так и мужчины, надевая поверх другого головного убора.
Хогон -разновидность головного убора поккон, выполненная в виде головы тигра. Обычно его надевали вместе с верхним халатом турумаги или накидкой сагюсам.
Чоктури - женский головной убор в виде короны из чёрного шёлка с каркасом из плотной бумаги, подбитый ватой и украшенный сверху различными деталями декора. Его надевали вместе с платьем вонсам
Хвагван - ещё один вид женского головного убора, который внешне несколько напоминает чоктури, однако отличается большей пышностью. Его одевали в особенно торжественных случаях. Сверху хвагван обычно украшают фигурки в виде бабочек и цветов из золота и многоцветные бусинки.
Чобави - женский зимний головной убор из чёрного шёлка с открытой тульей, закрывающий лоб и уши и закругляющийся в районе щёк. Его украшают драгоценные камни и вышивка золотом, а спереди и сзади - небольшие кисточки.
Кулле - зимний головной убор для детей от 1 до 4-5 лет. Зимний кулле делается из чёрного шёлка, а вариант для тёплого времени года - из более тонкого материала ярких расцветок. Сзади он украшается длинной лентой.
Аям - женский зимний головной убор на меху, прикрывающий уши, к которому сзади прикрепляется длинный шлейф обычно из чёрной или бордовой материи, расшитый разноцветными камнями.
Очаровательная модная серия, сделанная фотографом Kim Kyung Soo, для корейского Vogue демонстрирует традиционные наряды с долькой гламура и стиля. Простые, деликатные сюжеты, воздушность и красота платьев, геометричность стрижек - все производит очень яркое впечатление. Смотрите сами.
Немного о современной фэшниндустрии Южной Кореи. Шить одежду современного, западного образца в Корее начали относительно недавно, полвека назад. На протяжении нескольких десятилетий местная модная индустрия не могла похвастать особенными достижениями: престижные бутики были набиты импортом из Европы, Штатов и Японии, а костюмы с ярлычками «Made in Korea» продавались преимущественно на дешевых рынках. Все начало меняться в девяностых, когда корейским дизайнерам удалось создать коллекции, не уступающие зарубежным аналогам, а корейским производителям — основать бренды, получившие популярность вначале внутри страны, а затем и за ее пределами. Сегодня в Корее шьется модная одежда, которую с охотой соглашаются рекламировать самые дорогие голливудские звезды. Например, Пирс Броснан, работающий «лицом» местной марки элитных костюмов Galaxy, и Гвинет Пэлтроу, рекламирующая популярный семейный бренд Bean Pole. Любопытно, что за обоими брендами стоит компания Cheil Industries — одно из подразделений концерна Samsung. Хай-тек и мода не так далеки друг от друга, как это кажется!
Туристу, желающему поддержать с жителем Кореи разговор о традиционной одежде, придется заучить несколько слов, непривычных для европейского уха. «Пачжи». Так называются традиционные корейские брюки, просторные сверху и плотно прилегающие к лодыжкам, очень удобные и практичные, если не считать отсутствия карманов. Вместо карманов корейские мужчины использовали специальные мешочки, затягивающиеся сверху и украшенные затейливой вышивкой, — эту непременную принадлежность национального костюма можно с некоторой натяжкой считать подобием западных сумок и рюкзаков. «Чхима». Этим словом именуются корейские юбки. Так же как и брюки, они оставляют широкий простор для движений, их носят, оборачивая вокруг тела, и ниспадают до самого пола. «Чогори». Короткий жакет с широкими и длинными рукавами, обязательная часть и мужского, и женского костюмов. И, наконец, главное слово. «Ханбок» — основной национальный костюм. Мужской ханбок состоит из жакета и брюк, женский — из жакета и юбки. Еще полвека назад ханбок служил корейцам одеждой на все случаи жизни. Сегодня его надевают, как правило, по особо важным праздникам — на свадьбу, Новый год или День благодарения. Молодежь легко сочетает ханбок с последними достижениями высоких технологий — сотовыми телефонами, медиаплеерами и интернет-планшетами. Увидев девушку в национальном костюме, болтающую по мобильнику, удивляться не стоит. Она вовсе не возвращается с репетиции фольклорного ансамбля — скорее всего, просто спешит на свадьбу.
Виды ханбока: - мёнчжоль ханбок - праздничный костюм - по традициям корейцы показывают своё уважение к родителям, кланяясь им рано утром в первый день Нового года. Обычно в этот день и родители, и дети надевают «ханбок». Детский костюм состоит из цветного жакета в полоску и юбки или брюк.
- толь ханбок - костюм на годовщину ребёнка - первая годовщина дня рождения ребёнка, по-корейски «толь», традиционно отмечается для пожелания ребёнку долгой и здоровой жизни. Дети в этот день одевают «толь ханбок», который также называется «толь от», что в переводе означает «одежда на годовщину». Мальчики обычно одевают розовый жакет «чжогори» и длинную синюю накидку «корым». Девочки обычно надевают цветной жакет в полоску, но в последнее время считается модным одевать «танэ» - один из видов праздничного жакета.
- хвегап ханбок - костюм на юбилей - «хвегап» - праздничный вечер, который устраивают дети в честь 61-го юбилея родителей и желают им долгих лет жизни. Мужчины, которым исполняется 61 год одевают «кымгван чобок», а женщины «танэ» - праздничный костюм для особых случаев.
- холлебок - свадебный костюм - свадебный вариант «ханбока», в отличие от повседневного, отличается своей красочностью. Костюм жениха состоит из брюк «пачжи», жакета «чогори», жилета «чокки», накидки «магочжа» и пальто «турумаги». Невеста же одевает зелёную юбку «чима», жёлтый жакет «чогори» и длинное женское пальто «вонсам». Волосы невесты украшаются короной «чоктури».
- сэнхваль ханбок - повседневный костюм - при надевании национального костюма «ханбок» следует соблюдать все существующие правила и помнить детали до мелочей. Так как это не очень удобно, была разработана версия повседневного «ханбок», носить который проще и удобней.
Чогори (Жакет) «Чогори» - верхняя часть костюма «ханбок». Если мужские жакеты сшиты просторно и просто, то женские жакеты довольно коротки и характеризуются округлыми линиями и изящными художественными оформлениями. Тончжон (Тесёмка-воротник) «Тончжон» - белая тесёмка, прикрепляющаяся к шейной части жакета. Она подчёркивает, а также делает утончённей линию шеи. Откорым (Узел на жакете) «Откорым» - украшение женского костюма, которое свисает вертикально вдоль передней линии юбки «чима». Пэрэ (Рукав жакета «чогори») «Пэрэ» - нижняя линия рукавов традиционного жакета «чогори» и верхнего жакета «могочжа». «Пэре» имеет форму плавно округлённой линии, напоминающей края крыши традиционного корейского дома. Чима (Юбка) «Чима» - внешняя женская юбка. Существует несколько вариантов «чима»: однослойная, двухслойная и стёганая. «Пхуль-чима» - юбка с разделяющейся задней частью, а «тхон-чима» - юбка, сшитая цельностно.
Традиционные узоры, наносящиеся на «ханбок» утончают его красоту. Растения, животные и другие рисунки украшают обычно подол юбки или рукава жакета.
Посон (Носки) «Посон» можно сравнить с современными носками. Хотя по форме «посон» не делятся на женские и мужские, мужские «посон» характеризуются прямыми швами. Ккотсин (Туфли) «Ккотсин» - шёлковые туфли, на которых вышиты цветочные узоры. Эта обувь играет важную роль в завершении изящной линии нижней части юбки «чима».
В современной Корее ханбок надевают только по праздникам. Но любовь корейцев к их национальному костюму по-прежнему сильна. Благодаря дорамам на исторические темы, многие из которых с удовольствием смотрят не только корейцы, но и иностранцы, интерес к корейскому традиционному наряду в последнее время постоянно растёт. Кроме того, многие звезды корейской музыкальной и киноиндустрии тоже одевают ханбок на большие праздники, такие как Новый год (по лунному календарю или Китайский новый год), что так же, несомненно, повышает популярность этого наряда! Мне бы вот точно хотелось бы примерить корейский традиционный наряд! В китайском мне не нравятся узкие юбки, зато широкие юбки корейского костюма - напоминают мне чем-то Европейскую моду Нового Времени. Обожаю такие пышные юбки, жаль, что я не из Кореи - носила бы их при каждом возможном случае)))