История возникновения и развития цифрового телевидения содержит несколько этапов. На каждом этапе сначала выполнялись научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы, создавались экспериментальные устройства и системы, а затем принимались международные стандарты, которые должны поддерживаться всеми организациями, ведущими телевизионное вещание и выпускающими видеопрограммы, и всеми фирмами -производителями аппаратуры.
Следует подчеркнуть важнейшую роль стандартов в развитии телевидения, как и любой другой технологии. Главным в мировом масштабе органом, принимающим и утверждающим стандарты в различных областях деятельности людей, является ISO - International Standart Organization (Международная организация по стандартизации), объединяющая национальные комитеты по стандартизации более 100 стран мира. ISO создает комитеты, подкомитеты и рабочие группы, которые разрабатывают проекты стандартов, утверждаемые затем ISO. При этом стандарты в области информационных технологий принимаются созданным ISO и Международной Электротехнической Комиссией (International Electrotechnical Comission - IEC) совместным комитетом ISO/IEC JTS1, название которого присутствует в названиях принятых им стандартов.
Еще один международный орган, занимающийся стандартизацией в области телекоммуникаций, это Международный Союз Электросвязи (International Telecommunication Union - ITU). Стандартизацией в телевидении занимается сектор ITU-R (R - radio). До 1993 года эти функции выполнял Международный Консультативный Комитет по радио (МККР или CCIR). Документы, выпускаемые ITU, называются Рекомендациями, но фактически они являются стандартами.
Первый этап истории цифрового телевидения характеризовался использованием цифровой техники в отдельных частях телевизионных систем при сохранении обычного стандарта разложения и аналоговых каналов связи. Наиболее важным достижением данного этапа было создание цифрового студийного оборудования . На современных телестудиях сигналы с передающих камер преобразуются в цифровую форму, и вся их дальнейшая обработка и хранение в пределах телецентра осуществляются цифровыми средствами. Это позволяет реализовать многие из указанных выше преимуществ цифрового телевидения. На выходе студийного оборудования телевизионный сигнал преобразуется в аналоговую форму и передается по обычным каналам связи.
Результаты работы специалистов разных стран были закреплены в Рекомендации ITU-R ВТ 601 (старое название - Рекомендация 601 МККР или CCIR-601). Данный документ был принят в 1982 году и определяет до сих пор основные параметры цифровой студийной аппаратуры.
Другое направление, характерное для первого этапа развития цифрового телевидения, - введение цифровых блоков в телевизионные приемники с целью повышения качества изображения или расширения функциональных возможностей. Примерами таких блоков могут служить цифровые фильтры для разделения яркостного и цветоразностных сигналов, для уменьшения влияния шумов на изображение и для подавления эхо-сигналов, возникающих при отражении радиоволн от поверхности Земли и различных объектов, т.е. при наличии многолучевого приема. Широко известны также устройства перехода от чересстрочной развертки к квазипрогрессивной, повышения частоты полей до 100 Гц, реализации функций «стоп-кадр» и «кадр в кадре» и т.д. .
Отметим, что все эти усовершенствования не затрагивали стандарт разложения и принципы передачи телевизионного сигнала по каналу связи.
Второй этап развития цифрового телевидения - создание гибридных аналого-цифровых телевизионных систем с параметрами, отличающимися от принятых в обычных стандартах телевидения. Можно выделить два основных направления изменений телевизионного стандарта: переход от одновременной передачи яркостного и цветоразностных сигналов к последовательной их передаче и увеличение количества строк в кадре и элементов изображения в строке. Реализация второго направления связана с необходимостью сжатия спектра телевизионных сигналов для обеспечения возможности их передачи по каналам связи с приемлемой полосой частот.
Примерами гибридных телевизионных систем могут служить японская система телевидения высокой четкости (ТВЧ) MUSE и западно-европейские системы семейства MAC . В передающей и приемной частях всех этих систем сигналы обрабатываются цифровыми средствами, а в канале связи сигналы передаются в аналоговой форме. Системы ТВЧ MUSE и HD-MAC имеют формат изображения 16:9, количество строк в кадре 1125 и 1250, частоту кадров 30 и 25 Гц, соответственно.
С помощью цифрового кодирования исходная полоса частот сигналов этих систем, превышающая 20 МГц, сжимается до величины порядка 8 МГц. Это позволяет передавать эти сигналы с частотной модуляцией (ЧМ) по спутниковым каналам связи, имеющим ширину полосы 27 МГц. В то же время, широко развитая сеть наземного телевизионного вещания, включающая УКВ-передатчики, кабельную сеть и другую технику, не позволяет передавать и принимать сигналы указанных систем телевидения, так как рассчитана на ширину полосы частот одного канала, равную 6...8 МГц.
Третьим этапом развития цифрового телевидения можно считать создание полностью цифровых телевизионных систем.
После появления в Японии и Европе упомянутых выше систем телевидения высокого разрешения MUSE и HD-MAC, в США в 1987 году был объявлен конкурс на лучший проект системы телевидения высокого разрешения для утверждения в качестве национального стандарта. В первые годы на этот конкурс были выдвинуты различные аналоговые системы. Система MUSE и другие системы, предусматривающие передачу только по спутниковым каналам, вскоре были сняты с рассмотрения. Это объяснялось тем, что в США около 1400 компаний осуществляют наземное телевизионное вещание, и очень широко развита сеть кабельных линий. Вся эта инфраструктура рассчитана на ширину полосы частот телевизионного канала 6 МГц.
Рассматривались проекты аналоговых телевизионных систем высокого разрешения, в которых по одному стандартному каналу передается обычный сигнал NTSC, а по другому - дополнительный сигнал, который в приемнике с соответствующим декодером позволяет получить изображение с большим количеством строк и элементов разложения в строке. В то время никто не мог предположить, что уже через несколько лет удастся по стандартному каналу с шириной полосы 6 или 8 МГц передавать сигналы полностью цифровой системы телевидения как обычного, так и ТВЧ.
Задача сжатия изображений для хранения и передачи была настолько актуальной, что Международная организация стандартизации ISO взяла на себя функции координации усилий по ее решению. В ISO была создана рабочая группа JPEG (Joint Picture Expert Group - объединенная группа экспертов по изображениям), которая занимается разработкой методов сжатия неподвижных изображений, а затем - рабочая группа MPEG (Motion Picture Expert Group -группа экспертов по движущимся изображениям), занимающаяся методами сжатия движущихся изображений и звукового сопровождения. Эти рабочие группы включают специалистов из разных стран. Результатами деятельности этих групп являются утверждаемые ISO стандарты
Именно разработки группы MPEG стали основой создания современных систем цифрового телевидения. Методы сжатия движущихся изображений и сигналов звукового сопровождения описаны в стандартах MPEG-1 и MPEG-2. Стандарт MPEG-1, ориентированный в основном на запись кинофильмов и видеопрограмм на компьютерные лазерные диски с возможностью воспроизведения изображения и звука с помощью обычного персонального компьютера (ПК), был окончательно утвержден к декабрю 1993 года. Стандарт MPEG-2, предназначенный для систем телевизионного вещания как с обычным стандартом разложения, так и с увеличенным числом строк (ТВЧ), был утвержден в ноябре 1994 года.
Вернемся к конкурсу в США. Первые предложения по полностью цифровым системам телевидения появились в 1990 году. С каждым годом возрастало количество проектов цифровых телевизионных систем и улучшались их характеристики. В начале 1993 года последние аналоговые системы были сняты с рассмотрения. В мае 1993 года 4 группы компаний и исследовательских организаций, представлявших близкие по существу проекты, объединились в «Grand Aliance» и в дальнейшем представляли единый проект, который и стал основой стандарта полностью цифровой телевизионной системы в США. Основой этого проекта стал тогда еще не утвержденный стандарт MPEG-2.
В Европе уже в 1993 году, как только стало ясно, что за цифровыми телевизионными системами будущее, был принят проект DVB (Digital Video Broadcasting - Цифровое Видео Вещание), также основанный на MPEG-2. В настоящее время системы цифрового телевидения быстро распространяются во многих странах. При этом в первую очередь решается задача значительного увеличения количества передаваемых программ телевидения обычного разрешения, так как это дает быстрый коммерческий эффект. В развитых странах поставлен вопрос о прекращении в первом десятилетии 21-го века аналогового телевизионного вещания и, следовательно, полном переходе к цифровому телевидению.
Цифровое телевидение приходит и в Россию. В 1999 году Госкомсвязи Российской Федерации одобрил «Концепцию внедрения цифровых наземных систем звукового и телевизионного вещания в России» [4]. В основе концепции лежит принцип создания в сетях вещания интегрированного транспортного потока для передачи как вещательных программ, так и мультимедийной и другой информации.
Внедрение цифрового телевидения в России предполагается осуществить в два этапа. На первом этапе создаются несколько опытных участков со смешанным (аналоговым и цифровым) вещанием для практической проверки и выбора методов и параметров. Результатом первого этапа должны стать адаптация международных стандартов к условиям России и выработка временных норм на цифровое вещание. На втором этапе должны быть утверждены стандарты на цифровое ТВ- и звуковое вещание, после чего может начаться их массовое внедрение. Полный переход на цифровое телевизионное вещание планируется завершить к 2015 году.
- доступ более чем к 100 лучшим мировым ТВ-программам (и это не предел). - высокое качество (определяется вещателем). - индивидуальный план подписки, который может быть сформирован из 10 тематических пакетов. - стереозвук (в основном на музыкальных каналах, определяется вещателем). - EPG – электронный гид с описанием передач на экране телевизора. - Favorites – группировка ТВ-программ по нескольким спискам. - родительский замок – функция блокировки отдельных программ от просмотра детьми. - наличие в отдельных программах многоязыковых субтитров и нескольких языков трансляции.
DVB-T2 (Digital Video Broadcasting – Second Generation Terrestrial) – второе поколение европейского стандарта эфирного цифрового вещания DVB. Стандарт DVB-T2 позволяет увеличить как минимум на 30% информационную емкость сетей цифрового телевизионного вещания по сравнению с DVB-T при той же топологии сети и частотных ресурсах. А это возможность увеличить количество каналов передаваемых в одном мультиплексе, возможность передачи дополнительной информации, возможность развития телевидения высокой четкости. Необходимо отметить: приемное пользовательское оборудование для сигнала DVB-T не поддерживает стандарт DVB-T2. Обладателям телевизоров с тюнерами DVB-T потребуются дополнительные приемные устройства (приставки DVB-T2).
Цифровое телевидение DVB-T2 MPEG4 в России уже работает и до 2015 года полностью "убьет" аналоговое ТВ на всей территории Российской Федерации. Телевизоры с декодером DBV T2 стандарта MPEG4 уже начали продаваться в России.:
Гость Гость
Тема: Re: История цифрового телевидения Чт 16 Авг 2012, 20:12
Всех волнует вопрос: у меня аналоговый телевизор - что делать с ним, когда придет «цифра»? Какое оборудование необходимо приобрести для приема цифрового эфирного телевидения?
Самое лучшее – это приобрести новый телевизор с поддержкой DVB-T2 и декодером MPEG4 (H.264). Плюс ДМВ антенна. Но! Если у Вас имеется старый телевизор, не обладающий указанной функциональностью, есть возможность смотреть цифровое ТВ, используя следующие варианты. Вариант 1. Если имеется обычный (аналоговый) телевизор, необходимо прибрести цифровой эфирный ресивер (его еще называют приставкой и set-top-boxсом) стандарта DVB-T2 с декодером MPEG4, который переводит цифровой сигнал в аналоговый, понятный вашему телевизору. Таких ресиверов уже достаточно много и они появятся в продаже с запуском цифрового телевидения.
Вариант 2. Если имеется обычный (аналоговый) телевизор, возможно подключить его к системе коллективного приема (коллективной антенне) которая оборудована многоканальным ресивером стандарта DVB-T2 с декодером MPEG4. О переоборудовании СКПТ для «цифры» должна позаботится обслуживающая организация.
Вариант 3. Для любителей смотреть телепрограммы на компьютере. Для просмотра цифрового ТВ на компьютере необходимо приобрести ТВ-тюнер (DVB-карту) с поддержкой DVB-T2.
Следует заметить, что для приема платных ТВ-программ (4 и последующие мультиплексы), которые предполагается транслировать в будущем, скорее всего, понадобится также дополнительный модуль условного доступа и соответственно свободный слот в телевизоре/ресивере.
Гость Гость
Тема: Re: История цифрового телевидения Чт 16 Авг 2012, 20:19
Меня волновал вопрос - чем отличается цифровое телевиденье от аналогового? Нашла следущую информацию по этому вопросу: ЦТВ отличается от традиционного аналогового телевидения (АТВ) способом организации передаваемого сигнала. Можно сказать, что если в системе АТВ изображение и звук передаются непосредственно, то в системе ЦТВ преобразуются в набор большого числа сверх малых градиентов, что называется, оцифровывается. Подобная организация телесигнала избавляет его от посторонних шумов, а также снижает его объем, что позволяет значительно повысить качество картинки и звука, и увеличить число передаваемых в эфире телевизионных программ. По решению Правительства РФ на сегодняшний деньв качестве базового формата ЦТВ принят MPEG-4. Надеюсь - более менее понятно отличие, для себя я поняла - придется закупать оборудования для приема ЦТВ))
Гость Гость
Тема: Re: История цифрового телевидения Пн 10 Сен 2012, 19:47
Традиционные телевизионные системы являются аналоговыми и «заточены» изначально под стационарные телевизионные приемники, а значит, несут целый букет несовместимостей с автомобилем. Здесь и проблемы с электромагнитными шумами (ведь телевизионный сигнал — аналоговый), которых автомобиль может породить немало (чего стоит одна система зажигания!). Еще одна проблема, которую решает цифровое телевидение, – прием в движущемся автомобиле. Пользователям портативных телевизоров хорошо известен эффект многолучевого приема, когда изображение двоится и нужно подбирать наилучшее положение антенны в пространстве. В движущемся автомобиле такое положение найти по понятным причинам невозможно. Для цифрового телевидения эффект многолучевого приема практически не оказывает влияния на качество изображения. Другая проблема, которая делает просмотр телепередач на движущемся приемнике если не выполнимой, то по крайней мере нетривиальной задачей, — это изменение фазы принимаемого сигнала вместе со скоростью приемника. А это уже проблема. Именно поэтому в современном мобильном телевидении прочно обосновалась «цифра». Рассмотрим три основных способа подключения цифрового эфирного телевидения в автомобиле.
Читать дальше:
1. Если в автомобиле уже есть телевизор Если у вас в автомобиле установлен телевизор, то для просмотра эфирного цифрового телевидения, вам необходимо приобрести обычный ресивер с поддержкой кодека Н.264 и преобразователь напряжения. Ресивер можно положить в любое удобное для вас место, подключить его к телевизору, и наслаждаться просмотром цифрового ТВ.
2. Если телевизора нет Второй вариант, если у вас в автомобиле нет телевизора. Вам необходим ноутбук и ТВ-тюнер с поддержкой кодека Н.264. Одним из самых достойных и удобных ТВ-тюнеров считается тюнер USB AVerTV Pilot. Одним из главных его плюсов, является наличие GPS приемника. Тем самым, приобретая AVerTV Pilot , вы получаете мобильный мультимедийный компьютер, цифровой телевизор и устройство GPS навигации. Кроме этого, комплект можно перенести на дачную веранду, или взять с собой на пляж.
3. Покупка интегрированной автомобильной мультимедиа станции И третий вариант, это установка в автомобиль мультимедийной станции со встроенным DVB-T приёмником. Но при выборе такого девайся, не забывайте, что в России эфирное цифровое телевидение принимает сигнал в формате MPEG4 (Н.264). Тщательно ознакомьтесь с инструкцией, и расспросите продавца-консультанта о поддержке данного кодека (Н.264) в том или ином аппарате.
Гость Гость
Тема: Re: История цифрового телевидения Вс 07 Сен 2014, 00:15
Существуют три разновидности стандартов вещания DTV: ATSC (Комитет Усовершенствованных Телевизионных Систем), DVB (Цифровое Телевизионное Вещание), ISDB (Встроенные Сервисы Телевизионного Вещания). ATSC (Комитет Усовершенствованных Телевизионных Систем) Основные страны: США, Канада, Корея. ATSC - это международная некоммерческая организация, стандартизирующая цифровую телевизионную технологию. Она была создана в 1982 организациями из состава Объединённого Комитета Межобщественной Координации (JCIC). В настоящее время вещание представляется 140 её членами. Стандарты цифрового телевидения ATSC включают в себя телевидение высокого разрешения (HDTV), телевидение стандартного разрешения (SDTV), вещательную передачу данных, многоканальный пространственный звук и интерактивное телевидение.
Гость Гость
Тема: Re: История цифрового телевидения Вс 07 Сен 2014, 00:16
DVB (Цифровое телевизионное вещание) Основные страны: Европа, Новая Зеландия, Австралия, Тайвань. Проект "Цифровое телевизионное вещание", - это международная организация, сотрудничающая с ETSI/CENELEC/EBU для развития цифровых телевизионных стандартов наземного спутникового и кабельного вещания. Начиная с момента своего создания в 1993г, проект DVB доказал свою жизнеспособность в свободном от конкуренции сотрудничестве, направленном на развитие открытых цифровых телевизионных стандартов. DVB - это промышленный консорциум из более 270-ти вещателей, производителей, сетевых операторов, разработчиков программного обеспечения, органов управления в более, чем 35 странах, нацеленный на разработку глобальных стандартов предоставления всемирного цифрового тлевидения и доступа к данным. Основные стандарты предачи DVB - это DVB-S для спутникового, DVB-C для кабельного и DVB-T для наземного вещания, доминирующих в мире и составляющих основу большинства альтернативных стандартов. DVB диктует требование использовать пакеты MPEG-2 в качестве "транспортных контейнеров для данных" и критичной служебной информащии DVB, которая окружает и идентифицирует эти пакеты. ISDB (Цифровое Вещание со Встроенными Сервисами) Основные страны: Япония.
Гость Гость
Тема: Re: История цифрового телевидения Вс 07 Сен 2014, 00:16
ISDB - это формат цифрового телевидения (DTV) и цифрового радиовещания (DAB), который был создан в Японии, чтобы позволить радио и телевизионным станциям перейти на цифровое вещание. Он развивается силами ARIB. ARIB (Ассоция радиовещательной Индустрии и Бизнеса) - это организация, разрабатывающая стандарты в Японии. В 90-x годах ARIB разработала стандарт для передачи наземного цифрового телевизионного вещания. Основными стандартами ISDB являются стандарты ISDB-S (спутниковое телевидение), ISDB-T (наземное), ISDB-C (кабельное) и наземное мобильное вещание диапазона 2.6ГГц, полностью основанное на видео и аудио кодировании MPEG-2, использующее его же структуру транспортного потока и допускающее передачу телевидения высокого разрешения(HDTV). ISDB-T и ISDB-Tsb предназначены для мобильного приема TV диапазонов.