|
| История Кинематографа России | |
| |
Автор | Сообщение |
---|
Lana Администратор
Сообщения : 12076 Корейчиков : 18346 Камсаамнида : 4671 Дата регистрации : 2011-06-07 Откуда : Остров Fate
| Тема: История Кинематографа России Пт 30 Сен 2011, 13:43 | |
| КИНЕМАТОГРАФ РОССИИ В России первые демонстрации нового изобретения братьев Люмьер состоялись весной 1896 года в Петербурге - в летнем саду "Аквариум" и в Москве - в театре оперетты "Эрмитаж", летом и осенью того же года - в эстрадных театрах Киева, Харькова, Ростова–на-Дону, Нижнего Новгорода.
В этих увеселительных заведениях "синематограф Люмьера" фигурирует пока не в качестве красочного самостоятельного зрелища, а как технический аттракцион наряду с другими номерами, включаемыми в эстрадные программы. Показывались те же коротенькие (в 15-20 метров каждая) ленты, что демонстрировались и в Париже. Сеанс длился 10-15 минут. Интерес зрителей сосредоточивался не на содержании картин, а на необычайности зрелища. Киносеансы устраивались в кафешантанах и других увеселительных заведениях "легкого жанра". На Нижегородской выставке "синематограф" показывали в кафешантане Шарля Омона "Театр концерт-паризьен" между выступлениями парижских певичек.
Вслед за крупнейшими городами Российской империи демонстрация начинается в менее значительных губернских и уездных городах и даже селах. Появляются десятки и сотни мелких предпринимателей, приобретающих проекционные аппараты с комплектом фильмов к ним и путешествующих по "градам и весям" огромной страны. В одних случаях сеансы кино включаются в программы варьете, цирков, ярмарочных балаганов, в других - устраиваются в виде самостоятельных представлений, конкурирующих с этими зрелищами.
Начиная с 1903-1904 годов в крупнейших, а потом и в более мелких городах появляются стационарные "электротеатры", так называемые "иллюзионы". Это дало мощный толчок производству фильмов. Бродячий кинематограф мог обходиться одной-двумя программами, так как всякий раз имел дело с новой аудиторией, и одни и те же ленты могли демонстрироваться до полного их износа. Стационарный же "электротеатр" нуждался в постоянном обновлении репертуара, требовал все новых и новых картин. Владельцам "иллюзионов" стало невыгодно приобретать ленты в собственность, ибо после нескольких сеансов они теряли ценность для данного предприятия. Однако они могли демонстрироваться в другом. Возникла практика перепродажи и обмена картин, а затем, с 1906 года, их проката специально созданными для этого фирмами, что в свою очередь стимулировало дальнейшее развитие сети стационарных "электротеатров" и в свою очередь - дальнейшее расширение производства картин.
Советское кино всегда было очень самобытно. Отчасти это объясняется тем, что оно десятилетиями развивалось в изоляции от остального кинематографа. Первый успех пришёл к советскому кино в эпоху немого кино. Тогда новаторское пролетарское киноискусство, призывающее к мировой революции, вызывало на западе большой интерес. Особенно ценными считаются работы режиссёра Сергея Эйзенштейна, которые вообще значительно повлияли на развитие кино как жанра искусства. После бурных 1920-х наступило некоторое затишье. Первый цветной фильм в СССР был снят в 1936 году на «Союздетфильме» (теперь «Студия им. Горького»). «Груня Корнакова», так назывался этот фильм, рассказывает о бунте работниц большого фарфорового завода в дореволюционной России
После второй мировой войны лишь единичные советские фильмы «для массовой аудитории» имели успех за рубежом. Это прежде всего объясняется тем, что специфика советской жизни была непонятна и неинтересна западному зрителю. Советские фильмы казались за рубежом довольно примитивными. С другой стороны, в СССР доступ к иностранному кино был весьма ограничен по идеологическим причинам. Внутри же Советского Союза отечественное кино было невероятно популярно. Кинотеатры часто бывали заполнены до отказа. Киноиндустрия приносила государству значительный доход. И это притом, что целые жанры киноискусства были запрещены цензурой, и допустимая художественная стилистика фильмов была значительно сужена.
Но несмотря на строгую цензуру и запреты, в Советском Союзе во второй половине XX века было создано несколько очень талантливых «авторских» авангардных киноработ, вошедших в ряд блистательных шедевров мирового кинематографа. Здесь, прежде всего, следует отметить фильмы Андрея Тарковского, вынужденного позднее эмигрировать из СССР, Сергея Параджанова, открывшего бездны выразительности на фольклорном материале, и Киры Муртатовой, в отличие от двух предыдущих режиссёров пережившей Перестройку и продолжающей работать до сих пор. С началом Перестройки советское кино тоже начало менять свой облик. Стали появляться доселе невообразимые по откровенности фильмы, отражавшие перемены в советском обществе. Эти фильмы стали культовыми для целых поколений советских людей. Среди известных фильмов советского кино можно назвать такие, как «Стачка», «Два бойца», «Баллада о солдате», «Броненосец "Потёмкин"», «Иван Грозный», «Иваново детство», «Андрей Рублёв», «Солярис», «Зеркало», «Сталкер», «Тени забытых предков», «Цвет граната», «Легенда о Сурамской крепости», «Ашик-Кериб», «Долгие проводы», «Среди серых камней», «Короткие встречи», «Астенический синдром» и другие.
Со времени распада СССР, все 1990-е годы отечественное кино находилось в упадке. Возрождение началось лишь в начале XXI века.
Говорить о самобытности российского кино, пожалуй, преждевременно. Свой стиль у российского кино ещё не выработался. Большинство качественно снятых фильмов пока подражают голливудскому стилю. Есть отдельные фильмы, напоминающие французское и немецкое кино. Снято также множество менее качественных фильмов, напоминающих худшие образцы советского кино. Но российское кино ещё слишком молодо. Ему нужно время, чтобы найти себя. ПО МАТЕРИАЛАМ ИНТЕРНЕТ-СТАНИЦ: [Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть эту ссылку] |
| | | Гость Гость
| Тема: Re: История Кинематографа России Вт 03 Июл 2012, 22:10 | |
| 15 октября 1908 года российскому обществу было представлена первая отечественная кинокартина «Понизовая вольница» («Стенька Разин», «Стенька Разин и княжна»). Это был первый игровой фильм, так как начиная с 1896 года любители «синематографа» имели честь наблюдать документальное кино, в основном, посвященное жизни царской семьи. Да, зарубежные картины время от времени демонстрировали публике, но своего, родного кино до тех пор не было. Автор сценария В. Гончаров и режиссер В. Ромашков были наняты предприимчивым продюссером, и выбрали для съемок такую «неудобную» для российских властей тему, как жизнь вольного казака Степана Разина. Естественно, еще до того, как картина появилась на экране, она прошла жесточайшую «чистку», цензоры подчистили слишком «вольные фразы». Но успех картины все равно был потрясающий: зрители штурмом брали немногочисленные тогда залы для просмотра. "Понизовая вольница" — экранизация фрагмента "исторической былины" Василия Гончарова. Режиссером картины стал Владимир Ромашков, а роли исполнили актеры из труппы Петербургского народного дома. Оперные костюмы они взяли напрокат. В «батальных» сценах были заняты порядка 100 артистов санкт-петербургских театров. Каждый из них старался показать себя, но как можно это сделать, если фильм снят без звука? Оставалась только отчаянно гримасничать и жестикулировать. Съемки проходили в ставшем чуть позже историческом месте Разлив, где в 1917 году прятался от ищеек Временного правительства вождь мирового пролетариата Ленин. Каждая сцена длится очень недолго, примерно минуту. Общая продолжительность сеанса составляла всего-то 6 минут. Вот почему во время трансляции зрители дружно начинали подпевать песню, а после просмотра требовали повторить сеанс. - Сюжет:
Знаменитый разбойник Стенька Разин и его ватага одержали победу над персами. Стенька взял в плен красавицу-персиянку и страстно её полюбил. Из-за того, что разинцы разгромили Царицын и Астрахань, их преследуют стрельцы. Стенька ведёт ватагу на Дон, но из-за княжны постоянно останавливается для гулянок. Есаулы пытаются вразумить его, но успеха не имеют. Тогда есаулы решают напоить Разина и подкидывают ему поддельное письмо, из которого ясно, что княжна обманывает Разина с каким-то «принцем Хассаном». Стенька Разин в порыве злобы и ревности кидает княжну в волны.
|
| | | Гость Гость
| Тема: Re: История Кинематографа России Вт 03 Июл 2012, 22:13 | |
| Смотрела этот фильм с удовольствием - молодцы, несмотря, что кинематограф появился де-факто чуть больше десяти лет назад - российские умельцы уже начинают снимать отечественное кино! |
| | | Гость Гость
| Тема: Re: История Кинематографа России Вт 17 Июл 2012, 19:04 | |
| Кинематограф в 30-е годы XX века. Сергей Эзенштейн однажды сказал: "Мы думали, что делаем новую жизнь и кинематографию, но это она, жизнь, делала нас". Одна из характерных черт жизни 30-х годов - короткие и энергичные лозунги и запоминающиеся фразы, которые звучали на всех митингах, агитировали с плакатов и растяжек на улице. Принцип кино - достичь большого малого, и герои первого звукового кино тоже говорили яркими, запоминающимися фразами, и эти крылатые слова тут же входили в обиходную речь, начинали звучать со сцен рабочих клубов. Так, например, фильм "Чапаев" 1934года, режиссеры Георгий Васильев, Сергей Васильев - Спойлер:
[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть эту ссылку]
Фильм становится триумфом нового этапа развития советского кино и приносит всемирную известностность исполнителю главной роли Борису Бабочкину. - Крылатые фразы фильма:
*Всё, что вы тут наговорили — это наплевать и растереть. А теперь слушай, что я говорить буду. *Митька брат умирает — ухи просит *Щёки! Ей-богу щёки! *Тихо, граждане! Чапай думать будет! *— Ты за большевиков аль за коммунистов? — Я за интернационал! *Где должен быть командир? Впереди, на лихом коне! *Александр Македонский тоже был великий полководец, но зачем же табуретки ломать?
- Видео: отрывок из фильма:
Последний раз редактировалось: dimila (Сб 21 Июл 2012, 19:48), всего редактировалось 1 раз(а) |
| | | Гость Гость
| Тема: Re: История Кинематографа России Вт 17 Июл 2012, 19:14 | |
| К середине 30-х годов гражданская война уже казалась далеким и вполне романтическим прошлым и перед советской Россией встали совершенно новые задачи, которые потребовали невиданного напряжения сил - механизация, коллективизация, электрофикация, подъем промышленности, - вот чем жила страна. "Догнать и перегнать Америку" - этот лозунг уже тогда не казался совершенно невероятным и в фильме "Веселые ребята", в этом документе 1934 года, уже есть это ощущение великой победы как грандиозного прорыва куда-то в светлое будущее. "Мы будем петь и смеяться, как дети, среди упорной борьбы и труда". Зрители сразу же полюбили этот фильм, фильм-сказку, фильм-мечту, ведь эта радостная и оптимистическая история с точностью до наоборот показывала на экране реальную жизнь этих самых зрителей. Нам сегодня, благодаря этой ленте, хотя бы отчасти становится понятен энтузиазм, надежды и стремление комсомольского племени тех лет. Фильм "Веселые ребята" прогремел не только в СССР. Картина была отмечена на Венецианской киновыставке и получила хорошие отзывы в американской прессе. Сам великий Чаплин, занятый на съемках своего фильма "Новые времена", увидев ленту, писал: "Александров открыл для Америки новую Россию. До "Веселых ребят" мы знали Россию Достоевского, теперь мы увидели большие сдвиги в психологии людей. Это агитирует больше, чем доказательства стрельбой и речами". - Цитаты:
— Нет, эту фразу надо играть вот так!
— Тюх, тюх, тюх, тюх, Разгорелся наш утюг!
— Я думала… — Думала, думала!.. Индюк тоже думал!
— Мы думали, что вы — музыкант, а вы — пастух! — Сегодня — пастух, а завтра — музыкант. — Ну, вот завтра и приходите!
— Какая женщина… Убиться можно.
— Майн готт! Такой и я был каких-нибудь сорок лет назад!
— Моя мама умрёт от счастья! — Ну ладно, если умрёт — приду.
— За такой музи́к надо отрывайт руки! — До чего же вы, немцы, горячий народ! — Разве это игра?! Ты должен играть, как сапожник! — Вы, Карл Иванович, ко мне придираетесь. Я не могу играть, как сапожник — сапожник у вас уже шесть лет занимается, а я — второй год.
«Весёлые ребя́та» — первая музыкальная кинокомедия, снятая в 1934 году в СССР. Фильм считается классикой советской комедии. Первая из серии музыкальных комедий режиссёра Григория Александрова и композитора Исаака Дунаевского. Первая лирико-комедийная роль Любови Орловой. Картина имела большой успех как в СССР, так и за рубежом, где она демонстрировалась под названием «Москва смеётся» (англ. Moscow Laughs). На II МКФ в Венеции (1934) фильм получил премию за режиссуру и музыку и был включён в шестёрку лучших в мире кинолент. - Фрагмент из фильма "Веселые ребята":
|
| | | Гость Гость
| Тема: Re: История Кинематографа России Вт 17 Июл 2012, 19:19 | |
| Появление в начале 30-х годов звукового кино ознаменовало новый этап взаимоотношения кинематографа и советской словесности и событие это символически совпало с выходом в свет шедевров Ильфа и Петрова "12 стульев" и "Золотой теленок", а когда потом, уже много позже, появились экранизации этих незабываемых произведений, многие граждане, несмотря на повальную грамотность в нашей стране, словно впервые узнали о существовании сына турецкоподданного Остапа Бендера. Это были, наверное, последние произведения, которые со времен Грибоедова и Крылова полностью разошлись на цитаты. Рассказ о приключениях героев Ильфа и Петрова может дать представление о нашей стране начала 30-х годов пожалуй не хуже, чем специальные исторические труды. Гигантские стройки века - праздник для трудящихся - рисуют реальную картину того времени, и Остап, к своему сожалению, чужой на этом празднике жизни. Помните? "Настоящая жизнь пролетела мимо, победно трубя и сверкая лаковыми крыльями. Вам не завидно, Балаганов? Мне завидно".
|
| | | Гость Гость
| Тема: Re: История Кинематографа России Вт 17 Июл 2012, 19:26 | |
| Сельские ярмарки и городские парки культуры - вот главная радость для семьи строителей нового общества в редкие выходные. Ну и, конечно, кино. И в конце 30-х годов кинематограф получил заказ на необычную ленту - нужна была музыкальная комедия. И такая лента появилась. Сюжет, казалось бы, - ничего особенного, а вот фильм получился отменный, и благодарный зритель тут же заговорил языком его героев. Фильм "Волга-Волга" 1938года, режиссер Григорий Александров. - Видео: отрывок из фильма:
"Жить стало лучше, жить стало веселей", - объявил Сталин в конце 30-х годов. Этот лозунг немедленно был подхвачен советским партийным кинематографом. "Раньше в песнях тоска наша пела, а теперь наша радость поет". С таким же энтузиазмом, как на строительстве платин и заводов, советский народ начал радоваться жизни. Судя по кинодокументам. Кадры из игровых фильмов того времени порой трудно отличить от кинохроники. Может быть потому, что фильмы и праздничные торжества режиссировали одни и те же люди? "Я другой такой страны не знаю, где так вольно дышит человек...".
Последний раз редактировалось: dimila (Пн 10 Сен 2012, 19:20), всего редактировалось 1 раз(а) |
| | | Lana Администратор
Сообщения : 12076 Корейчиков : 18346 Камсаамнида : 4671 Дата регистрации : 2011-06-07 Откуда : Остров Fate
| Тема: Re: История Кинематографа России Ср 18 Июл 2012, 00:18 | |
| Я прям зачиталась. dimila, спасибо за интересную информацию! |
| | | Гость Гость
| Тема: Re: История Кинематографа России Ср 18 Июл 2012, 01:21 | |
| Говоря об истории кинематографа России - нельзя не упомянуть знаменитый фильм "Броненосец Потемкин" 1925 года, режиссера Сергея Эйзенштейна. - Спойлер:
[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть эту ссылку]
Он был создан в эпоху расцвета свободного творчества кинематографа в СССР. Действие этой впечатляющей картины разворачивается в 1905 году, во время восстания на борту российского броненосца "Потемкин" и последующих событий в близлежащем одесском порту. - Спойлер:
[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть эту ссылку]
Идеи Эйзенштейна относительно интеллектуального монтажа со сталкивающимися изображениями получили в этом тщательно смонтированном фильме свое наиболее полное выражение. Он состоял из 1346 отдельных съемочных кадров (по сравнению с 600 в средней голливудской картине того времени) и сочетал в себе чуть ли не документальный реализм с эпизодами высочайшего эмоционального накала и с откровенной политической пропагандой. Наиболее волнующей сценой фильма стал эпизод расстрела вооруженными солдатами мирной толпы, включая женщин и детей, на ступеньках портовой лестницы в Одессе. Эйзенштейн снимал с самых разнообразных точек и дистанций. Затем он ритмично монтировал отдельные кадры, чтобы вовлечь зрителя в самую гущу событий. Замысел был в том, чтобы зрители ощутили себя скорее жертвами трагедии, чем ее свидетелями. Этим он надеялся вызвать в них сочувствие к борьбе рабочего класса России против его угнетателей. Главным действующим лицом сделал революционные массы. Впечатление от его картин было столь ошеломляющим, что они были запрещены во многих странах, опасавшихся роста коммунистических настроений. - Спойлер:
[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть эту ссылку]
В 1927 году Эйзенштейн снял картину "Октябрь", посвященную революции 1917 года. Образный ряд фильма призван был выразить весьма сложные идеи автора, однако его замысел остался не понятым большинством зрителей. Вскоре советские власти устроили гонения на любые индивидуальные подходы к киноискусству. Началась эпоха социалистического реализма, согласно которому главной задачей любого художника стало воспитание масс и прославление коммунистической партии. Возможности для творчества были резко ограничены, и "золотой век" советского кинематографа подошел к концу. - Видео: фрагмент из фильма "Броненосец Потемкин" :
|
| | | Гость Гость
| Тема: Re: История Кинематографа России Пн 10 Сен 2012, 19:30 | |
| Говоря о кинематографе России до Великой Отечественной войны, нельзя не упоминуть о фильме 1931 года - "Путевка в жизнь" режиссера Николая Экка. Этот фильм был признан сразу во всем мире. Выстраивались огромные очереди у касс, газеты пестрели восторженными отзывами на разных языках, а на I Венецианском кинофестивале 1932 года постановщик «Путевки» Николай Экк был признан самым талантливым режиссером, хотя конкурентами дебютанта в игровом кино были Кинг Видор и Жюльен Дювивье, Рубен Мамулян и Джон Уэйл, Рене Клер и Александр Довженко, наконец. Влияние Экка усматривали потом в «Забытых» (1960) Луиса Бунюэля, в фильмах итальянских неореалистов. В основу картины была положена подлинная история новаторского педагогического эксперимента - перевоспитание трудом детей, искалеченных улицей. Снимая фильм в начале 30-х годов, авторы отодвинули действие на десятилетие. Для режиссера и сценаристов важным оказалось начало "невиданного опыта", которое острее и контрастнее позволяло раскрыть гуманистическую тему "Путевки в жизнь". Время действия, суровое и трудное, реконструировалось и ощущалось в написанном белым стихом "Слове от автора", которое с экрана произносил В. Качалов: "Откуда, кто они, скелеты в грязной рвани? Озлобленные взгляды. Одичалый вид... Сегодня беспризорник, завтра враг труда, бандит! Что их спасет - благотворительность? Им и нам смешно все это! Мы знаем больше: человека создает среда. Путевку в жизнь им даст Республика Советов, Познавшая могущество свободного, всеобщего труда!" По существу, фильм "Путевка в жизнь", больше чем все другие современные ему фильмы, выдержал проверку временем. Немеркнущую популярность фильма (под прямым влиянием "Путевки" за рубежом было сделано более десятка фильмов о воспитании "трудных" ребят) нельзя объяснить только уступками привычным вкусам зрителей, занимательностью сюжета, привлекательностью необычного материала. Успех фильма был обусловлен значительностью общечеловеческой проблемы: вглядеться в липа ребят, чтобы попытаться спроектировать будущее. "Путевка" была сразу куплена 26 странами. Это был прорыв на мировые экраны. Картина признана одной из лучших на 1-м МКФ в Венеции (1932). |
| | | | История Кинематографа России | |
|
Похожие темы | |
|
| Права доступа к этому форуму: | Вы не можете отвечать на сообщения
| |
| |
| |