Голливуд и Болливуд — две лидирующие киноимперии мира. Совсем недавно к ним присоединился и Нолливуд - киноиндустрия Нигерии. Теперь об Африке мы можем узнать не только из американских боевиков, но и из рассказов самих жителей этой страны.
Нолливуд - нигерийская индустрия по штамповке фильмов - в настоящее время переживает эпоху расцвета, после долгих лет, когда он являлся пасынком мировой киноиндустрии.
Получив доходы в размере 100 млн. долларов, Нолливуд оказался третьим по сумме полученной прибыли после Голливуда и индийского Болливуда. Но, что более важно, расцвет Нолливуда - это важный момент с точки зрения культуры, говорят африканцы: теперь об Африке стали рассказывать сами жители этого континента.
Кто же этот незнакомец? Чтобы хоть немного понять, почему Нигерия и ее Нолливуд вышла сегодня на третье место по производству кинокартин, необходимо познакомиться с историей этой страны.
С древних времен Нигерия лежала на пересечении всех торговых путей Африки и потому стала страной богатой культуры. Нигерия веками находилась под господством различных более могущественных держав, страдала от гражданских войн, переворотов и междоусобиц. Где-то 200 лет назад британцы уничтожили рабство и начали торговать пальмовым маслом. В 1914 году Британия провозгласила Нигерию своей колонией, а в 1960 году страна провозгласила независимость. Однако местный парад суверенитетов вылился в конфликт между этническими группами, а тот — в мятеж и гражданскую войну. История Нигерии — это история Золушки, которая так и не повстречала своего принца. В 70-х годах ХХ века многие политики считали, что именно Нигерия первой из африканских стран достигнет устойчивой политической и экономической стабильности и процветания. Однако череда массовых убийств, политических переворотов и эпидемий отодвинула ее на многие десятилетия назад. На сегодняшний день Нигерия находится на втором месте по уровню коррумпированности общества.
Так вот в Нигерии — одной из самых криминальных и в то же время закрытых стран мира — создается больше сценариев и фильмов, чем в Голливуде и даже индийском Болливуде. Большинство сюжетов не придумываются, а берутся из реальной жизни. Да и названия кинолент вкратце говорят об их содержании — «Политическая проститутка», «Бандитская королева», «Кровавая река»… Главное в фильмах Нолливуда - чтобы все заканчивалось непременным хэппи-эндом. Известный кинорежиссер Сильвестр Обадиеге по этому поводу говорит: «Если у фильма не будет хорошего финала, его и смотреть не будут — у нас и так жизнь непростая».
Нолливуд имеет немало хороших актеров, которых уважают и ценят и за границами киностудии Нигерии. Самые известные из них - Тино и Кели (примечательная черта - они очень маленького роста). Братья успели поработать и в Голливуде: «В Африке мы актеры номер один. Мы снимались и в Америке, и в Европе, но пришло время вернуться. Здесь работа постоянная и нас здесь любят! Конечно же, хочется работать в Голливуде, ведь он — вершина качества. Но здесь мы нужны больше». Кстати, звезды Нолливуда, снимающиеся в серьезных фильмах, зарабатывают хорошие гонорары — до 10 тысяч в месяц. Это очень большие деньги для Нигерии. Но и работать им приходится помногу: рабочий день начинается еще до рассвета и заканчивается с заходом солнца. Ежедневно в Нолливуде снимается до двадцати фильмов и на каждый уходит одна-две недели. В общем, Нолливуд снимает один фильм за одну неделю и за смешные деньги. Причем на цифровую камеру. Расходы малые, а в итоге бизнес приносит миллионы.
По сравнению с американскими фильмами, продукция Нолливуда создается в ярко выраженных черно-белых тонах, и в картинах либо резко положительные, либо отрицательные герои. Возможно, это говорит об отражении сильных моральных устоев Африки.
Понаблюдать за жизнью в этой стране очень интересно. Она необычна и отличается от жизни европейцев или американцев. Вечером городские тротуары превращаются в одну огромнейшую коммунальную кухню. Здесь прямо на улице на передвижных печках что-то жарится и варится. Ритуал приготовления пищи сопровождается песнями, плясками и прочими звуками. И если вы прямо на улице или в гостинице, где остановились, услышите фразу: «Вы опять играете ужасно!», не удивляйтесь. По всей видимости, это известный кинорежиссер Адим Вильямс снимает очередной новый триллер и вы оказались прямо в эпицентре съемок, а он кричит на своих актеров, так как недоволен их работой.
Кстати, совсем недавно в Нолливуде завершились съемки политического триллера режиссера Адима Вильямса с бюджетом всего 40 тысяч долларов и двухнедельным сроком изготовления, отпущенными на съемку. Картины этого мастера все чаще и чаще можно увидеть во многих странах мира, поэтому каждый свой новый фильм Адим стремится сделать самым лучшим. Даже американцы заинтригованы фильмами Нолливуда. Да и работы других режиссеров Нолливуда все чаще появляются на самых престижных международных кинофестивалях и их картины идут там с большим успехом. Американское же кино в Нигерии практически не смотрят — заокеанские фильмы дорогие, да и непонятны местным жителям.
Существует интересный факт - в отличие от индийцев, которые целыми кварталами идут в кинотеатры и, стоя плечом к плечу, наблюдают за интригами киногероев, нигерийцы предпочитают смотреть кино на дисках в кругу семьи. Ведь стать актером может каждый желающий, да еще получить гонорар 10—15 долларов за день. А в любом ларьке всего за полдоллара можно купить любой фильм и посмотреть историю о настоящей жизни с хорошим концом.
В Нигерии около тысячи киностудий. Здесь местными гениями пишутся сценарии, проводятся кастинги и монтируются ленты. Никаких павильонных съемок, все сюжеты взяты из жизни и непременно заканчиваются хэппи-эндом. Съемочные площадки Нолливуда — это просто частная квартира, улица или берег Гвинейского залива.
Что касается всей Африки, то влияние фильмов Нолливуда столь велико, что в некоторых странах, например, в соседней Гане, власти пытаются даже бороться с кинопродукцией Нигерии силовыми методами. Полиция постоянно проводит рейды по магазинам, торгующим фильмами Нолливуда.
Нигерия — воплощение всего того неосознанного, что только можно представить: бескрайние просторы земли и неба, громады баобабов, переплетение чистых красок и многое другое. Так что расцвет Нолливуда — это важный момент в сфере культуры, заверяют африканцы, тем более об Африке и ее истории рассказывают сами жители этого контингента. А кто, как не они может лучше рассказать о своей жизни и ее колорите!
Кинематограф Нигерии начал бурно развиваться в 1990-х и 2000-х годах, в итоге став второй по величине киноиндустрией в мире по числу ежегодных премьер фильмов, обойдя Соединённые Штаты Америки и уступая только индийской киноиндустрии. Согласно отчёту CNN, Нигерия получает доход в 250 миллионов долларов США от производства фильмов, выпуская около 200 видеофильмов в месяц.
Отличное видео на англ.языке - как снимают фильмы в Нигерии, и что они представляют из себя:
О Нолливуде в нашей стране известно мало. Однако, открывая Энциклопедию африканского кино, сразу же наталкиваешься на имя известного нигерийского кинорежиссера, сценариста, продюсера и дипломата Ола Балогуна. Он получил образование в Лагосе и Дакаре. На протяжении трех лет он работал пресс-атташе посольства Нигерии во Франции. Находясь на дипломатической службе, снял лирическую ленту «Мосты Парижа» и документальный фильм «Одна Нигерия». Оставив престижную карьеру дипломата, Балогун посвятил себя просветительской и творческой деятельности. В дебютной полнометражной игровой картине «Альфа» он поведал историю европейски образованного африканца, живущего в Париже и, подобно многим афроиммигрантам, строящего иллюзорные честолюбивые планы политического переустройства далекой и, в сущности, потерянной родины. В фильме «Амади» режиссер снова обратился к проблемам африканской интеллигенции. Его герой, изучающий в Лагосе театральное искусство юноша-нигериец, подавленный столичными нравами и стремительными ритмами города, обретает душевное равновесие, только оказавшись в привычном и человечном мире своей родной деревни. Адресованные весьма ограниченному кругу интеллектуальной элиты и посвященные рефлексирующим одиноким героям, эти первые работы Балогуна не нашли понимания и одобрения у массового зрителя. Коммерческого успеха режиссер смог добиться основанными на фольклорном материале мелодрамой «Аджани Огун» и комедией «Айе». Включив в действие этих фильмов выигрышные в зрелищном отношении народные песни и танцы, красочные обряды и церемонии, он постарался отразить порочность нравов верхушки нигерийского общества.
Немного о развитии африканского кинематографа в целом.
В Африке кинофильмы выпускались еще в конце 1890-х годов. Самая развитая кинопромышленность на континенте была в Египте. В 1920-х годах ее величали "Голливудом на Ниле". Однако европейские державы, контролировавшие большую часть Африканского континента, не стремились поддерживать местные кинематографии, так что большинство фильмов, шедших в африканских кинотеатрах, были завезены из Америки, Франции, Индии и Гонконга. Даже после того, как африканские страны в 1960-е годы начали обретать независимость, лишь немногие из них могли позволить себе поддерживать национальный кинематограф. Впереди всех вновь оказался Египет. Такие картины, как "Каирский вокзал" (1958) Юсефа Шахина и "Ночь подсчета годов" (1969) Шади Абдель-Салама, удостоились высокой оценки за реалистичное отображение жизни городской и сельской бедноты. Они вдохновили режиссеров со схожими социальными или политическими взглядами в других арабских государствах Северной Африки, таких, как Алжир, Тунис и Марокко. Большой популярностью у зарубежных кинокритиков и зрителей пользовались фильмы, снятые в государствах к югу от Сахары. Главной движущей силой этого "субсахарского" кино был Сембен Усман из Сенегала. Его короткометражка 1962 года "Человек с тележкой" стала первой из картин, выпущенных в странах Черной Африки. Он разработал собственный стиль с широким использованием натурных съемок и непрофессиональных исполнителей. В таких картинах, как "Чернокожая из..." (1966) и "Ксала" (1974), что означает "проклятие", он осветил различные стороны жизни Сенегала до и после обретения независимости от Франции. Другой центральной темой творчества Усмана был конфликт между местными традициями и современным обществом. Эта проблема привлекла внимание и многих других кинематографистов Черной Африки. Среди них следует выделить Сулеймана Сиссе из Мали, Меда Хондо из Мавритании, Идриссу Уэдра-ого из Буркино-Фасо и Сафи Фай из Сенегала (первая женщина-режиссер того региона). Их картины приобрели широкую международную известность. Однако не все они пользуются популярностью у себя дома, так как местная публика в большинстве своем отдает предпочтение приключенческим лентам из-за рубежа.